Рецензия на масштабный костюмный сериал «Золотая Орда»

15:57, 16 марта 2018г, Культура 3800


1
1

На этой неделе на Первом канале состоялась премьера масштабного костюмного сериала «Золотая Орда», посвященного, как нетрудно догадаться, драматичной эпохе русского средневековья. Правда, его авторы в начале каждой серии предупреждают своих зрителей в титрах, что не ставили перед собой задачи исторически точно реконструировать времена монголо-татарского ига, а все коллизии и персонажи – не более чем плод их фантазии.

Точнее, так: монгольские ханы Берке, Менгу-Темир и Хулагу – вполне реальные исторические лица, да и «международная обстановка» конца 13 века обрисована довольно точно. А вот образы русских князей исключительно собирательные – что мудрый владимирский князь Ярослав, что его завистливый братец Борис из Суздаля, что старший сын Владимир, тоже яркий образчик средневековой княжеской морали.

О том, что это не более чем «фэнтези по мотивам», много говорили в интервью продюсеры и режиссер Тимур Алпатов, знакомый зрителям по сериалу «Глухарь». Эпоха спорная, как к ней относиться сегодня, не понятно, а вызывать гнев знатоков неточностями не хотелось. В общем, зрителям лучше сразу принять тот факт, что исторической правды в «Золотой Орде» не больше, чем в какой-нибудь «Игре престолов» или, чтобы быть более точной в сравнениях, в «Великолепном веке».

Образ яркого и жестокого времени авторам, в общем, удается. Нужно только перетерпеть первую половину первой серии, когда нас знакомят с основными персонажами. Она получилась невразумительной даже по самым средним стандартам российских сериалов. Действие то и дело скачет между ставкой великого хана Берке и теремом князя Ярослава. Вот на княжеский двор волокут под белы руки упирающуюся блондинку в венке из цветов и ягод, которая кричит, что не хочет «доставатися татарину», а вот мы уже видим пожилого хана в золотых доспехах, который желает построить прекрасный город в степи.

Спустя секунды этот же хан вдруг лежит при смерти и пьет отвар, отчего ему мерещится в углу улыбающийся монгольский мальчик. Но когда ему предлагают подумать уже о вечном, вскакивает как здоровый. И снова Русь – князю сообщают, что во Владимир едет посольство хана во главе с молодым военачальником Менгу-Темиром – очевидно, чтобы угнать в Орду десятки тысяч русских воинов для будущей войны Берке с персидским ханом...

О том, что мы перемещаемся в Орду, каждый раз сигнализируют кадры с шаманом в степи, ударяющим колотушкой в свой шаманский бубен. О возвращении на Русь говорит карта с проступающими названиями городов. К концу первой серии (если у вас крепкие нервы и вы до сих пор не переключили канал), становится более-менее понятно, кто кому и кем приходится и чего хочет. Но все основные фигуры этой шахматной партии длиной в 16 серий появляются только к финалу второго эпизода. Продюсеры ведь знали, что сериал на Первом будут показывать, как обычно, по две серии за вечер. А еще, похоже, верили, что зритель от них никуда не денется.

Справедливости ради, здесь есть ради чего продолжать смотреть: обилие прекрасных восточных лиц и отличных актеров – скажем, красавца Менгу-Темира играет казахстанская «звезда» Санжар Мади, – а кроме воинов тут еще и целый гарем юных наложниц. Или костюмы, великолепные, даже если выяснится, что они исторически не точны. Есть обязательная для современного кино сильная женщина, которая метко стреляет из лука и, оставив детей на соседку, надевает доспехи и отправляется в Орду вызволять мужа. А есть женщины коварные и слишком честолюбивые для своего времени. И Юлия Пересильд, с которой начался сериал, играет как раз такую древнерусскую леди Макбет, которая сначала вертит, как хочет, своим безвольным мужем князем Борисом, а затем и вовсе очаровывает Менгу-Темира и отправляется с ним в Орду, где, надо полагать, постарается сделать некую «карьеру».

В иные моменты в кадре так красиво, что даже и не морщишься от диалогов в духе: «Я тебя услышал, Бахтияр» или «Доложить обстановку в городе!». Все герои, кстати, независимо от происхождения говорят по-русски, что, наверное, к лучшему. Политика авторов занимает явно меньше, чем любовь, ревность и страсть – ради них, похоже, все и затевалось. Словом, если не ждать слишком многого, от сериала можно получить удовольствие.

Фоторепортаж
Блоги