Секреты театральной бутафории

10:59, 27 марта 2017г, Общество 2672


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Слово «театр», наверное, для большинства из нас означает игру актеров в великолепных костюмах, подсвеченных огнями рампы и воплощающих десятки образов на сцене, которая умелыми руками декораторов превращается то в лесную опушку, то в царские палаты, то в палубу сказочного корабля.

За всем этим великолепием стоят необычные люди – декораторы, которые и превращают замыслы художников и режиссеров во вполне конкретные вещи и создают атмосферу любого спектакля. В Молодежном театре Алтая это цех, которым заведует Артур Кузнецов.

– Наша работа – полотна-задники, оружие и посуда, кресла и камины… То есть те объемные вещи, которые должны быть очень правдивыми и похожими на настоящие. При этом готового мы практически ничего не берем, разве что какие-нибудь мелочи, фрукты, к примеру. Все остальное делаем сами. Однажды в спектакле была нужна телега, ее изготавливал столярный цех, а мы расписывали, «старили». Как-то делали объемный самолет из проволоки, обтягивали прозрачной пленкой, во время спектакля он поднимался над сценой и мигал разными огнями. Где вы возьмете что-то подобное? Это не купишь – нужно делать, – говорит он.

Практически каждый спектакль – это сложная работа над декорациями и реквизитом. Приходится работать вне цеха, который не вмещает масштабные декорации, и тогда для размещения задника или другой громоздкой части используются малый зал, трюм сцены. Зато зрителям обязательно запомнятся громадные крылья корабля в сказке «Летучий корабль» или базар в «Синдбаде-мореходе» по мотивам восточных сказок, который получился правдоподобно ярким и красочным.

– Все самое сложное и тяжелое делаю я, – говорит Артур Кузнецов. – У меня в цехе одни девушки, а гнуть проволоку или работать с металлом довольно тяжело. Зато все, что требует пошива, или изготовление каких-то сложных шляп – это их работа.

В качестве материала для декораций может пойти все что угодно – металл, ткань, папье-маше, поролон, даже монтажная пена. Конечно, что именно выберет мастер, зависит прежде всего от поставленной задачи, особенностей сценария: крылья для летучего корабля, маски жителей подводного царства, посуду из «золота и серебра» для царского застолья, сабли и кинжалы для разбойников, горбатые носы и цветные косы для семейства бабок-ёжек. Костюм для «Колобка», к примеру, был изготовлен из толстого поролона, обшитого трикотажем, а «золотое яйцо» уже к другой постановке сделали из металлического прутка и оклеили папье-маше. Сияло оно как настоящее золотое! Но сам мастер с удовольствием вспоминает, как делал огромный самовар для спектакля «Летучий корабль»:

– Когда мы начинаем работу над декорациями, часто получается, что денег на материалы еще не выделено. А время уже поджимает, и тогда мы начинаем работу из того что есть под рукой. Ведь мы не можем подвести ни театр, ни зрителя. Бывает, сам удивляюсь результату, который получился. Вот надо было изготовить огромный самовар. Я подумал, почему бы не сварить каркас из проволоки, обклеить его папье-маше, а внутренности заполнить монтажной пеной? И все у нас получилось! – вспоминает Артур Владимирович.

В МТА Артур Кузнецов с 2011 года, до этого долгие годы был художником-оформителем ДК меланжевого комбината, преподавал в детской школе искусств № 3, был художником в Алтайском государственном краеведческом музее. Говорит, что, когда немного поменял творческую стезю, было сложно.

– Пришел работать в МТА и даже растерялся. Никогда раньше не был связан плотно с бутафорией, хотя понемножку все равно что-то изготавливал. А тогда был большой завал со спектаклями: в одно время делались три или четыре. И это действительно оказалось тяжело для меня,  в диковинку – валяется куча разного материала, из которого надо сделать красоту. А потом, когда я понял смысл этого, все оказалось намного проще, интереснее и веселее, – улыбается он.

В МТА Артура Кузнецова очень ценят. Его художественные работы знают и за пределами края. Вместе с театром он принимал участие в работе IX Всероссийского театрального фестиваля им. А.М. Володина «Пять вечеров» в Санкт-Петербурге, XII Всероссийском фестивале «Реальный театр» в Екатеринбурге. А сам он скромничает: «Некоторые свои работы я выставляю в Интернет, судя по оценкам, людям, наверное, нравится…»

Фоторепортаж
Блоги