Сериал «Перевал Дятлова»: разгадка одной из самых мрачных и мистических тайн СССР

07:48, 30 ноября 2020г, Культура 2069


Сериал «Перевал Дятлова»: разгадка одной из самых мрачных и мистических тайн СССР Фото №1
Сериал «Перевал Дятлова»: разгадка одной из самых мрачных и мистических тайн СССР Фото №2
Сериал «Перевал Дятлова»: разгадка одной из самых мрачных и мистических тайн СССР Фото №3
Сериал «Перевал Дятлова»: разгадка одной из самых мрачных и мистических тайн СССР Миниатюра №4
Сериал «Перевал Дятлова»: разгадка одной из самых мрачных и мистических тайн СССР Миниатюра №4
Сериал «Перевал Дятлова»: разгадка одной из самых мрачных и мистических тайн СССР Миниатюра №4

На канале «ТНТ» завершился сериал «Перевал Дятлова». Те, кто посмотрел последние серии, уже должны знать, как его создатели видят разгадку одной из самых мрачных и мистических тайн СССР.

Зимой 1959 года девять студентов и выпускников Уральского политехнического института – семь парней и две девушки – отправились под руководством Игоря Дятлова покорять заснеженные вершины. С ними, кстати, был опытный спортивный инструктор. Но в назначенный срок из похода никто не вернулся. А когда нашли их последнюю стоянку, стало ясно, что бывалые туристы-походники зачем-то посреди ночи разрезали свою палатку изнутри, выскочили из нее в зимнюю стужу без теплых вещей и замерзли насмерть. Официальное расследование, которое возобновлялось вплоть до нынешнего года, установило, что за трагической гибелью молодых людей не стояло мистических, военных, криминальных или инопланетных причин, но любителей конспирологических теорий было не остановить. И авторы сериала с ними отчаянно заигрывают, разбивая по ходу сюжета самые популярные версии.

Тех, кто пока не смотрел новинку, предупредим, что «Перевал Дятлова» – это, по сути, два совершенно разных по стилистике сериала, связанных сквозным сюжетом. В нечетных сериях, с первой по седьмую, мы наблюдаем за расследованием гибели туристов, которое ведет вымышленный майор КГБ Олег Костин (актер Пётр Фёдоров). Он приезжает из Москвы в Свердловскую область, наводит шороху среди местных милиционеров, чекистов и бандитов. И постоянно мучается тяжелыми военными флешбэками, из которых можно было бы склеить и третий мини-сериал внутри «Перевала Дятлова». Странные воспоминания об апреле 1945-го в Германии время от времени накатывают на него в связи с новыми обстоятельствами дела. А еще он во сне и наяву периодически видит мертвых.

А вот четные серии, со второй по восьмую, скрупулезно воссоздают тот самый злосчастный поход уральских студентов – «железных туристов из УПИ», как они о себе думают. И эти эпизоды настолько убедительны, до мелочей стилизованы под черно-белое советское кино рубежа 1950-1960-х годов, что их оптимистический пафос и невинность лишь добавляют этой обреченной истории трагизма и даже какой-то жути. Скажем, в четвертой серии начинается настоящий хоррор по мотивам верований местного коренного населения манси. И с самого начала всевозможные мистические знаки велят студентам остановиться – но внял им, по сюжету, единственный выживший участник похода, совравший, что у него заболела нога, и вернувшийся домой.

Зрители, интересовавшиеся историей группы Дятлова, впечатлились тем, как удачно подобраны исполнители ролей погибших студентов – обаятельные начинающие актеры с еще не примелькавшимися лицами (единственная звезда среди них – Егор Бероев, играющий инструктора Золотарёва). На официальных постерах к сериалу это сходство дополнительно обыгрывается совмещением фотографий актеров и их прототипов. Более того, диалоги героев основаны на дневниковых записях настоящих дятловцев, а некоторые кадры сериала воспроизводят их фотоснимки. Но мало было написать хорошие реплики – так они и произнесены людьми, будто бы не знавшими «Инстаграма».

Сплетает эти две истории воедино фигура сурового и немногословного следователя Костина – классического персонажа фильма нуар: элегантное пальто с поднятым воротом, надвинутая на лоб шляпа, мрачный взгляд. Оттаивает он, лишь когда встречает судмедэксперта Екатерину (актриса Мария Луговая). А вскоре выясняет, что она – вдова его фронтового товарища.

Впрочем, главным персонажем до самого конца кажется некое не персонифицированное Зло, притаившееся за каждой тощей елкой в уральской тайге, словно какой-нибудь языческий голодный дух. Камера то и дело снимает происходящее из-за угла или какого-нибудь валуна, прячется за окном или деревом, словно выслеживает обреченных туристов, а земля и небо переворачиваются, меняясь местами. Стоит ли удивляться, что в этом небе каждую ночь летают загадочные светящиеся сферы?

Фоторепортаж