Шаманы и грифоны Юрия Капустина

17:30, 01 июля 2015г, Культура 1688


1
1

Вслед за Художественным музеем выставку московского керамиста и эмальера уроженца Алтайского края Юрия Капустина открыл и музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. Правда, если сравнивать две экспозиции, может показаться, что они принадлежат разным авторам.

Выставка в Художественном музее получилась вынужденно камерной, а кроме того, ее куратор сосредоточился в основном на малоизвестной монохромной живописи мастера и его более популярных керамических работах разных лет. А в ГМИЛИКА представлены декоративные панно, выполненные в сложной и непредсказуемой, но невероятно эффектной технике перегородчатой эмали («Пожар», «Молитва» и др.), а также графика Юрия Капустина.

Впрочем, с графикой тоже все не просто: художник работает не только в традиционных видах гравюры («Грусть» и «Модница», 1997 г.; «Поэт», 2005 г.), но и в случайно изобретенной им технике «бумага, кузбасслак». Она позволяет Юрию Николаевичу убедительно воплощать этнографические мотивы, любезные его сердцу с самой юности. Грифоны и птицы, словно слетевшие с рукояти какого-нибудь древнего скифского меча, шаманы, олени, изощренные орнаменты – совершенно прозаический кузбасслак, используемый обычно для защиты металлоконструкций, позволяет художнику играть с фактурами и смыслами. Кстати, в последнее время, по его словам, он работает в этой технике мягче и свободнее.

Новую экспозицию художник посвятил памяти Николая Герцена – ушедшего из жизни книгоиздателя и мецената, большого друга людей искусства. «Это был соратник и единомышленник, и если он видел некое зерно в творчестве художника, поэта или писателя, он всеми силами старался зафиксировать этот момент, увековечить, опубликовать», – сказал на открытии Юрий Капустин. Тему древних культур Алтая художник назвал стержнем, вокруг которого разворачивается все его творчество. И признался, что в свои восемьдесят все еще находится в поиске новых средств выражения идей. Чтобы сложился цельный образ этого интересного художника, лучше всего посетить обе его выставки, тем более что временное пристанище Художественного музея находится совсем недалеко от ГМИЛИКА.

Фоторепортаж