Шаманы и грифоны Юрия Капустина
17:30, 01 июля 2015г, Культура 1688
Вслед за Художественным музеем выставку московского керамиста и эмальера уроженца Алтайского края Юрия Капустина открыл и музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. Правда, если сравнивать две экспозиции, может показаться, что они принадлежат разным авторам.
Выставка в Художественном музее получилась вынужденно камерной, а кроме того, ее куратор сосредоточился в основном на малоизвестной монохромной живописи мастера и его более популярных керамических работах разных лет. А в ГМИЛИКА представлены декоративные панно, выполненные в сложной и непредсказуемой, но невероятно эффектной технике перегородчатой эмали («Пожар», «Молитва» и др.), а также графика Юрия Капустина.
Впрочем, с графикой тоже все не просто: художник работает не только в традиционных видах гравюры («Грусть» и «Модница», 1997 г.; «Поэт», 2005 г.), но и в случайно изобретенной им технике «бумага, кузбасслак». Она позволяет Юрию Николаевичу убедительно воплощать этнографические мотивы, любезные его сердцу с самой юности. Грифоны и птицы, словно слетевшие с рукояти какого-нибудь древнего скифского меча, шаманы, олени, изощренные орнаменты – совершенно прозаический кузбасслак, используемый обычно для защиты металлоконструкций, позволяет художнику играть с фактурами и смыслами. Кстати, в последнее время, по его словам, он работает в этой технике мягче и свободнее.
Новую экспозицию художник посвятил памяти Николая Герцена – ушедшего из жизни книгоиздателя и мецената, большого друга людей искусства. «Это был соратник и единомышленник, и если он видел некое зерно в творчестве художника, поэта или писателя, он всеми силами старался зафиксировать этот момент, увековечить, опубликовать», – сказал на открытии Юрий Капустин. Тему древних культур Алтая художник назвал стержнем, вокруг которого разворачивается все его творчество. И признался, что в свои восемьдесят все еще находится в поиске новых средств выражения идей. Чтобы сложился цельный образ этого интересного художника, лучше всего посетить обе его выставки, тем более что временное пристанище Художественного музея находится совсем недалеко от ГМИЛИКА.