Школа для режиссёров

13:40, 24 июля 2017г, Культура 2071


1
1

В обширной кинематографической программе Шукшинских дней на Алтае впервые состоялся питчинг молодых кинематографистов Сибири. Малознакомое слово обозначает презентацию проектов разной степени готовности экспертам и потенциальным инвесторам.

«Денег нет, но мы снимаем»

Предварительный отбор прошли 10 сценариев и сценарных заявок, их публичная защита перед экспертным советом прошла на площадке Спорт-парка Алексея Смертина. Кстати, три проекта, представленных на питчинге, родом из Алтайского края. Оценивали заявки продюсер корпорации «Русская Фильм Группа» Алексей Петрухин, исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин, продюсер киностудии Bars Cinema Group Альбина Нафигова и директор Школы кино Свердловской киностудии Елена Флягина.

– Мы – люди киндер-сюрприза, или «поколение Y». Мы не хотим работать в офисе, мы хотим хорошей жизни, – так описывает четверку своих молодых героев режиссер Вера Романова из Новосибирска.

Правда, сама она «героями» их, конечно, не считает, поскольку они инфантильны, не хотят взрослеть, живут за счет родителей и не понимают, что делать со своей жизнью. «Мы находимся в съемочном периоде. У нас нет денег, но мы снимаем – едем с оператором на общественном транспорте и снимаем. Сметы тоже никакой нет, потому что денег нет», – последняя фраза Веры была встречена аплодисментами. Тем не менее выпускница Новосибирского театрального института надеялась, что экспертный совет поможет создателям фильма «Мечтатели» решить проблему со звуком, в идеале – найти звукорежиссера.

На презентацию каждого проекта давалось около пяти минут, а затем шел подробный разбор достоинств и недостатков заявки. Эксперты указывали начинающим режиссерам на огрехи сценария, невнятность философии, неопределенность потенциальной аудитории и необходимость изменить хронометраж или заострить конфликт. Звучали непонятные для посторонних слова «референс» и «теглайн».

Среди представленных в Барнауле проектов – документальное исследование, многосерийная сага по легендам Алтая, криминальная драма об ошибках молодости и важности прощения, мелодрама о кризисе среднего возраста, а также трогательная история о семейных ценностях и связи поколений и другие идеи. Некоторые пока существуют только на бумаге и даже не всегда в виде готового сценария. Другие же понемногу воплощаются собственными силами авторов.

Как, например, 12-серийный фильм для семейного просмотра «Легенды Шамбалы» Евгения и Сюзанны Юматовых. Первые две серии уже выпущены, третья и четвертая – на стадии постпродакшн, а пятую начнут снимать в августе. В поддержку своего проекта авторы представили дипломы Всероссийского фестиваля визуальных искусств, собственное социологическое исследование на тему того, какое кино нужно современным детям, а также рассказали о готовности известного российского актера Дмитрия Марьянова сниматься в одной из ключевых ролей.

Задача кино – вдохновлять

Сценарий драмы «Я помню тебя» барнаулец Анатолий Гейко написал вместе с женой. Это история человека, совершившего в молодости страшную ошибку, которая стоила здоровья случайной девушке. Спустя годы главный герой встречает ее вновь и понимает, что хочет изменить свою жизнь и попытаться исправить свой непростительный поступок.

– Мы живем в неидеальном мире, и почти каждая человеческая судьба имеет в себе конфликт и не очень хорошие моменты, – объясняет выбор темы Анатолий. – Просто сейчас много такой «мыльной оперы», а мне захотелось преподнести некий шок, но при этом не показывать насилие, потому что мне оно не интересно. Мне интересна сама тема прощения, потому что обида всегда незаметно подкашивает жизнь.

Анатолий говорит, что для него это был первый питчинг (хотя и не первый фильм) и он искал информацию, как правильно представлять свою заявку.

– Такие мероприятия держат в тонусе, и классно, что в Барнауле организовали питчинг, – говорит режиссер. – Честно говоря, я готовился к более жесткой критике, но оказалось, что эксперты дают очень конструктивные советы. Это было полезно.

То, что питчинг проводится не только с конкретной целью выбрать и профинансировать лучших, но и как своего рода школа для начинающих кинематографистов, подтверждает представитель «Русской Фильм Группы» Алексей Петрухин. По его словам, типичные ошибки режиссеров на таких презентациях состоят в подробном пересказе сюжета вместо обобщения философии будущего фильма. Тем не менее в каждом регионе после питчинга корпорация кого-то поддерживает, и сейчас в работе находятся 11 проектов, один из которых – высокобюджетный фильм-катастрофа, взятый именно после такой презентации. Кроме того, как продюсеру ему важно уловить настроения в регионах и попытаться если не изменить их, то дать понять, для чего стоит снимать кино.

– Еще два года назад на таких питчингах, как правило, все было мрачно. Безвыходные и беспросветные истории, «все плохо», – говорит Алексей Петрухин. – И режиссерам казалось, что это нужно показать и порефлексировать. Но человеческая психология так устроена, что если ты не показываешь хоть чуть-чуть света, вся эта рефлексия только усугубляет мрачные настроения. А задача кино мне видится в том, чтобы вдохновлять и объединять.

Фото Д. КУДРЯВЦЕВА.

Фоторепортаж