Слёзы, а не холодильник. Супруги из Барнаула не могут вернуть в магазин некачественную технику

19:02, 29 октября 2021г, Общество 3462


Слёзы, а не холодильник. Супруги из Барнаула не могут вернуть в магазин некачественную технику Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Купив дорогостоящий холодильник в одном из барнаульских магазинов, супруги-пенсионеры попали в абсурдную ситуацию. И пользоваться этой вещью невозможно, и вернуть явно некачественный товар оказалось сверхсложной задачей. Даже юрист, которому заплатили 40 тысяч рублей за работу, как ни бился, ничего не добился. Эту странную историю изучала «АП».

Ну и запашок!

Красивый новенький холодильник Haier HB18GWAAARU стоимостью 135 тысяч рублей уже восемь месяцев стоит в прихожей у Николая и Валентины Агафоновых. Но он совершенно бесполезный. Продукты там хранить невозможно, ведь стоит включить его, начинает распространяться отвратительный запах чего-то горелого. Как только мы вошли в квартиру, супруги показали свое горе-приобретение. Смердит он так, что хоть нос зажимай. Вот только по мнению двух экспертов, этот бытовой прибор вполне исправен и пригоден для использования. 

История покупки в общем-то проста. Объемный холодильник понадобился супругам Агафоновым так как, перешагнув 70-летний жизненный рубеж, они решили переехать из частного дома в просторную квартиру. Вот и бытовую технику захотелось обновить.

– У нас дача, делаем много заготовок. Дети, внуки в гости приезжают, поэтому нужен хороший холодильник, в который бы все запасы помещались. Свой старый подарили родственнику и под Новый год (22 декабря 2020 года) пошли в «М.Видео», – рассказывает Валентина Леонидовна. – Конкретно этот холодильник мы сначала не выбрали, но менеджер так уговаривал, старался, что мы согласились. На свою голову…

Кроме того, что Агафоновы заплатили за сам товар 135 тысяч с лишним, они еще отдали более 22 тысяч рублей за страховку. Холодильник был доставлен из магазина
24 декабря. Сопровождавший мастер убрал все пленки, включил. Затем сказал: «Я сейчас выключу, а вы его помойте, сутки пусть стоит открытый, только потом пользуйтесь».

Супруги так и сделали. Но к вечеру по квартире распространился запах паленого пластика. Николаю Степановичу не хотелось верить, что покупка проблемная. Он все говорил: «Валентина, тебе показалось…» А через два дня обманывать себя уже не получалось – пахло так, что даже заслезились глаза. И продукты, приготовленные к празднику, пришлось выбросить – они стали несъедобными.

«Мне нужна отметка!»

Валентина позвонила на горячую линию фирмы продавца в головной офис в Москве, описала ситуацию. Там заявили, что надо срочно отключить холодильник. А также сообщили, что мастер их компании находится в Барнауле, он придет к Агафоновым и определит, что не так с бытовым прибором.

Не выдержав, 28 декабря супруги поехали в «М.Видео», высказали претензии, потребовали обменять товар, но продавец не спешил этого делать.

– Нам сказали, что если гарантийный мастер дефект подтвердит, они товар заберут, – говорит Валентина Леонидовна. – 29 декабря он явился, агрессивный какой-то. Начал на нас напирать, мол, вы знаете, что это за холодильник? Новая марка, сертифицированный, что вы выдумываете? По поводу запаха сказал, что он не собака, чтобы нюхать. Потом сфотографировал холодильник, номер серийный, обошел, посмотрел: сколов, царапин нет. Неисправный холодильник мастер должен был забрать, но отказался, так как якобы у него нет нужного помещения. Мы предложили выявить дефекты на месте – в нашей квартире. Но он составил акт, будто бы все исправно. Я отказалась его подписывать. Тогда он заявил, что я все равно должна поставить свою подпись, так как ему нужна отметка, что он был у нас. Я написала о своем несогласии с его выводами…

По замкнутому кругу

После этого Агафоновы заказали независимую экспертизу. В начале января к ним приехали два молодых человека, осмотрели холодильник, написали свое резюме. Их «диагноз» был таков – нарушен испаритель. Сказали, что если бы он не был на гарантии, то они могли бы вскрыть его. Но не стали этого делать, поскольку недостатки выявлять и устранять необходимо в гарантийной мастерской.

Тогда Валентина Леонидовна обратилась в Роспотребнадзор. Там посоветовали нанять юриста.

– 11 января мы пришли в «Место Права», центр правовой защиты. С нами познакомился юрист Владимир Морев, – говорит Валентина Леонидовна. – Он сказал, что продавец обязан был заменить этот холодильник в течение 14 дней. А мы обратились уже через трое суток. Он нас обнадежил, взялся за наше дело. Заплатили ему 37 тысяч руб­лей за работу и 3 тысячи за доверенность.

А вопросов ещё больше…

Но юрист не добился от фирмы обмена товара. И документы ушли в суд. Истец требовал расторгнуть договор купли-продажи, вернуть деньги, выплаченные за некачественный товар,  а также компенсировать моральный ущерб – 20 тысяч рублей. Представители магазина в суд не явились, и судья назначила экспертизу. Ждать ее пришлось ровно два месяца.

– Насколько я знаю, прежде чем начать экспертизу, холодильник должны были забрать в мастерскую и создать все условия, чтобы выявить дефект, – разобрать, посмотреть. Но эксперт лишь сфотографировал серийный номер, внешне осмотрел нашу покупку, – говорит Валентина Леонидовна. – Почитал инструкцию, поспрашивал, кто из мастеров уже был, какие заключения сделал. И все. На мой взгляд, его манипуляции никак нельзя назвать экспертизой, то есть исследованием.

На втором заседании, которое состоялось уже 12 августа, Агафоновы узнали, что эксперт признал их холодильник исправным. Юрист не согласился с этим выводом. Но судья заявила, что у нее нет оснований не доверять эксперту. Опираясь на его заключение, отказала истцам.

Валентина Леонидовна запросила в суде полный текст экспертизы. И, прочитав ее, удивилась:

– Там так много написано о квалификации специалиста, пересказаны инструкции по пользованию холодильником. А собственно состояния бытового прибора касаются лишь несколько строк о том, что эксперт существенных недостатков не нашел, а если какие и есть, то они легко устранимы.

После того как суд отказал в иске, юрист не обжаловал это решение, ведь за работу потребовалась бы вновь оплата…

– Ему еще 40 тысяч рублей, что ли, надо было бы заплатить? – возмущается Валентина Леонидовна. – Но это был бы уже второй холодильник. Я по профессии технолог-строитель, муж – механик по электросварочным работам. Никогда в жизни с подобной ситуацией не сталкивались,  настолько были доверчивы, надеялись, что суд решит все по справедливости.

А отчего запах?

Показали нам Агафоновы и решение суда, в котором рассказано и про запах пластмассы, и про задымление в квартире, «источником которого стал вышеуказанный товар». И ссылка на закон «О защите прав потребителей», по которому продавец должен предоставить товар надлежащего качества…

Также говорится, что привлеченный покупателем специалист диагностировал дефект испарителя, свидетельство чему – запах горелого пластика во время включения. Но вмешательства в устройство холодильника не проводилось, а значит, эти аргументы для судьи роли не сыграли. Только ведь и судебный эксперт ничего не вскрывал. И как он тоже делал выводы? В составленном им документе сказано, что «на основании визуального осмотра»… Видимо, обладает свехспособностями – видит через оболочку. А дурного запаха якобы не почувствовал. И кто же должен тогда устранять те «несущественные» недостатки, которые, по предположению эксперта, все-таки возможны? В общем, вопросов после этого решения суда гораздо больше, чем ответов.

Право остаётся

По мнению руководителя аппарата уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Натальи Зуйковой, помочь людям в конкретном случае будет сложно, поскольку у них уже есть вступившее в силу решение суда, которое не в их пользу.

А для того чтобы не оказаться в подобной ситуации, необходимо, во-первых, при покупке любого, особенно технически сложного товара, сразу проверять его состояние. При выявлении недостатков в силу статьи 18 ФЗ «О защите прав потребителей» нужно срочно обратиться к продавцу. Устную жалобу, к сожалению, сотрудники магазина могут не учесть. Поэтому подавать претензию нужно письменно, как непосредственно в торговую точку, где был приобретен товар, так и (в случае с крупными сетевыми магазинами) в их региональный или центральный офисы.

Можно потребовать заменить приобретенный товар на аналогичный той же марки или другой, но уже с перерасчетом стоимости. Либо предъявить требования о соразмерном уменьшении покупной цены. Если холодильник был куплен условно за 100 тысяч, но явно требует ремонта и дополнительных вложений, можно потребовать от продавца возврата потраченного на это. Другим требованием может быть незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара.

В случае отказа следует за защитой своих прав обратиться уже в Роспотребнадзор,  прокуратуру или суд… Агафоновым, перед тем как идти к платному юристу, необходимо было проконсультироваться у сотрудников управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по краю, причем письменно, с приложением всех сопутствующих документов.

По мнению начальника юридического отдела Алтайской региональной общественной организации «Защита прав потребителей» Андрея Торони, то, что Агафоновы проиграли суд, осложняет их ситуацию. Но они могут потребовать устранить недостатки по гарантии, срок которой еще не истек. Грубо говоря, потребовать ремонт. А если дефект проявится и после этого, то продавец обязан будет все-таки заменить товар.

Фоторепортаж
Блоги