Учительница из Каменского района рассказала, почему на ее уроках много Шукшина

11:26, 06 октября 2014г, Образование 2521


1
1

В начале учебного года в редакцию пришло сразу несколько писем на одну тему. Выпускники и педагоги Гоноховской средней школы просили рассказать о замечательном человеке, талантливом учителе, посвятившем детям без малого 40 лет. Столько теплых слов в адрес Надежды Владимировны Исаевой было в тех строках, что отказать себе в удовольствии лично пообщаться с ней мы не смогли.

Наставник и друг

Несколько цитат из писем. Директор Гоноховской средней школы им. Е.Е. Парфенова Лариса Волокитина, выпускница Надежды Исаевой, пишет: 
«…Надежда Владимировна одна из первых в Каменском районе стала применять новые педагогические технологии – критического мышления, развивающего обучения. Этот педагог удивительным образом умеет привить интерес и любовь к своему предмету. Она не просто учит ребят, она сотрудничает с ними, заражает любовью к слову, литературе и театру. Будучи классным руководителем, она постоянно организовывала экскурсии, походы. На лоне уникальной природы живописных гоноховских окрестностей с их озерами, лесами и лугами разговоры о ценностях жизни, о любви к родной земле переставали ребятам казаться пафосными, формализованными, а потому совершенно естественно и глубоко проникали в сердца детей.

Заслуженным уважением пользуется Надежда Исаева у коллег. Более десяти лет она возглавляла районное методическое объединение учителей русского языка и литературы, постоянно делится своим педагогическим опытом. В 2001 году Надежде Владимировне присвоено звание «Почетный работник общего образования». Не счесть наград, которые получила сама учительница и ее ученики за 39 лет ее работы в нашей школе…»

«…У настоящего учителя нет возраста. Когда-то в 1984 году молоденькая, тоненькая, всегда со вкусом одетая, влюбленная в Шукшина учительница взяла нас под свое крыло. И до сих пор для нас, вчерашних девочек и мальчиков, теперь уже пап и мам и даже дедушек и бабушек, общение с Надеждой Владимировной, ее советы и забота о наших судьбах имеют большое значение и приносят огромное удовольствие. Она учила нас не только орфографии и пунктуации, она учила нас вежливости и терпению, дружбе и состраданию. Мы благодарим судьбу, что на нашем пути встретился такой Учитель…» – эти строки адресовали своей классной руководительнице выпускники 1990 года.

«Надежда Владимировна – родом из Сросток, – рассказывает библиотекарь Ольга Портнягина. – Она ежегодно бывала на Шукшинских чтениях. В 2012 году на этом фестивале там побывал гоноховский ансамбль «Рябинушка». Как мы обрадовались, когда наша Надежда Владимировна пришла нас поддержать! Это ведь именно она привила нам неподдельную, искреннюю любовь к Шукшину, ее односельчанину, с которым ей довелось в свое время встречаться, творчеством и судьбой которого она восхищается всю жизнь».

«Надо обязательно учиться!»

С нашей героиней мы встретились в один из теплых сентябрьских деньков у нее дома. У калитки багрянцем листвы и алыми гроздьями красовалась перед гостями рябина. Хозяйка, разложив на журнальном столике фотоальбомы, хвалилась своими учениками и коллегами, благодаря судьбу, даровавшую ей счастье приехать по распределению после окончания Бийского педуниверситета в далеком 1975 году именно в это село.

– Было это 14 августа, – рассказывает Надежда Исаева. – Я приехала в Камень с одним чемоданчиком, в котором было больше книг, чем вещей. Даже Горького «Мать» привезла! Встретил меня заврайоно Иван Васильевич Положей. По-отечески так принял, с теплотой. Повез меня в Гонохово со словами: «Это очень перспективное село. Красота такая! Настоящее урочище! Ты не будешь разочарована. Найдешь себе там такого орла!» Все сбылось. И работа понравилась, коллектив гоноховской восьмилетки хорошо принял, детки радовали. Вскоре и орел сыскался – через год, в августе, вышла замуж за одного из самых видных деревенских парней из уважаемой большой семьи Исаевых. Еще через год родился у нас первый сынок. Август для меня – время перемен. Решение оставить педагогическую деятельность приняла тоже в августе. Недавно коллеги тепло проводили меня на заслуженный отдых…

Надежду Исаеву в родных Сростках знают больше как Надю Кидяеву. Ее с братом мама Валентина Федоровна растила одна. Отец, фронтовик, вернувшийся с войны без единого ранения с множеством наград, потом сильно заболел, умер рано – в 39 лет.

– За свою недолгую жизнь он многого достиг, – рассказывает Надежда Владимировна. – На войне был танкистом. После, в колхозе, руководил Сростинской машинно-тракторной станцией. Ездил как рационализатор в Москву на ВДНХ. А ведь у него было всего пять классов образования. Может, поэтому, осознавая важность знаний, он, возвращаясь домой после очередного курортного лечения, садил меня на колени и говорил: «Дочь, надо обязательно учиться!»

Шукшинский след

И Надя старалась. Была примерной ученицей, председателем совета отряда, потом комсоргом. В 1970 году уехала в Бийск, где поступила на филфак БГПИ.

– Почему филология? Мама – бухгалтер, папа – тракторист. Что повлияло на этот выбор?

– Наверное, стечение всех жизненных обстоятельств. Я в начальных классах занималась в том же кабинете, в котором когда-то учился Василий Шукшин. За другой партой, правда, сидела, поэтому и судьба другая. Мы в детстве очень гордились тем, что Шукшин наш, сростинский, что он достиг таких вершин. Это взрослые тогда неоднозначно относились к его славе. А нас гордость распирала: «В Москве! Какой великий человек!»

Но главную роль сыграли учителя. Русский язык у нас поначалу вела Зоя Васильевна Белякова. Я до сих пор с благодарностью вспоминаю, как она учила нас быть очень внимательными к слову. Написал – проверь. Слово – целый океан, многогранное, прекрасное, сильное. В старших классах было больше литературы. Нам ее преподавала Полина Ивановна Молчанова, которая приучала нас вести читательские дневники. Помню, как я была счастлива, когда меня в начальных классах поставили на роль барыни в спектакле по мотивам какой-то сказки! Потом победила в школьном конкурсе чтецов со стихотворением Пушкина «Талисман». Так потихоньку и сложился выбор. А ведь в свое время в школе я сильно любила математику…

– В вашем кабинете, как и во всей педагогической деятельности, очень многое посвящено творчеству Василия Шукшина. Библиотека в классе, цитаты на стендах, портреты. Анализ его произведений на уроках, театральные постановки по его рассказам на школьной и сельской сценах. Поездки с ребятами по памятным местам Алтайского края с заездом в Сростки, ежегодное посещение Шукшинских чтений. Что это? Ностальгия? Гордость за земляка?

– Все вместе. Мы, будучи подростками, благоговели при виде Василия Макаровича, шедшего по сростинской улице, останавливавшегося запросто поговорить с деревенскими жителями. Почему-то его всегда представляют либо босым, либо в сапогах, этаким простолюдином. Да, он был открытым человеком. Но простолюдином не был. Мы его знали как всегда красиво одетого, очень эрудированного интеллигента. Помню, как он приезжал в Сростки с премьерой фильма «У озера», в котором играл главную роль. Новость о его приезде с группой актеров мы передавали из уст в уста. Потом ватагами бегали за ним по деревне. Была встреча с селянами в новом Доме культуры. Навсегда запомнились мне его лучистые глаза, словно искорками солнечного света наполненные.

Поэтому вполне естественно, что я невольно принесла с собой в Гоноховскую школу большой шукшинский пласт. Вела дополнительный час по литературе Алтая именно по его произведениям. Я с самого первого года работы в этой школе и до самого ухода из нее вела драмкружок. Ставили и Шукшина. Участие в театральных постановках и даже зрительское созерцание очень помогают ребятам глубже понять суть произведения, почувствовать его смысл, запомнить содержание. Многие ребята с родителями потом ездили в Сростки – очень хотелось им увидеть воочию все, о чем я рассказывала на своих уроках. Некоторые мои ученики бывали на Шукшинских чтениях. Я туда езжу каждый год. Доводилось с Астафьевым на скамеечке рядышком посидеть. Он автограф мне оставил. В этом году первый раз пропустила – мама сильно болеет.

Классика вечна

– Видимо, анализ творчества земляка – ваш любимый отрезок школьного курса литературы?

– Вы знаете, я очень люблю давать «Войну и мир» Толстого. Произведение на все случаи жизни. Лучший выбор для рецензии на ЕГЭ по русскому языку, где нужен литературный пример. В этом романе можно найти все. Мои ребята знают, что ни один урок русского языка у меня не проходит без обращения к литературному произведению, к отрывку, фрагменту. Поэтому в классе у меня была библиотека. Русский язык для меня даже несколько больше, чем литература. Я люблю уроки словесности, когда языковое явление изучается на примере одного из шедевров литературы. Просто отвести уроки согласно расписанию – это не для меня. «Быть полезным людям» из диалога Болконского и Безухова – вот, наверное, главный мой девиз.

Мы еще долго беседовали с Надеждой Владимировной о ее работе. Неохотно она говорит о своей работе в качестве завуча. Зато с удовольствием вспоминает, как возила пятиклашек в Барнаул на ВДНХ, как потеряли там Вальку Дробышеву и искали потом по всем уголкам выставки. О том, как поддалась на уговоры класса сбегать на озеро искупаться после прополки свеклы, в результате чего прозевали школьный автобус и пошли домой пешком.

Разговаривали о том, как многому может научиться педагог у своих учеников. В первую очередь умению быстро прощать и, забыв о недавней ссоре, продолжать общаться, не тая на душе злобы и обид.

Надежда Исаева поясняла, как важно для школьников много читать, обращаться не к кратким интернет-пересказам программных произведений, а к оригиналу, к авторскому тексту с его стилем, выразительными средствами, анализировать прочитанное.

– Хотя надо отдать должное нашей молодежи – многие старшеклассники сегодня понимают, что грамотному, воспитанному, культурному человеку легче устроить жизнь, обрести желанную профессию, получить хорошую работу, – признает учительница. – А еще я всей душой против того, чтобы коверкался в угоду современным тенденциям наш великий русский язык. Я уверена, что чем глубже и осознаннее школьники изучают русский язык, тем большим уважением к нему проникаются, тем меньше потом позволяют себе вольностей в обращении с ним.

Жизнь – одна

В заключение нашей встречи Надежда Владимировна отметила, насколько горда тем, что ее жизнь в школе не была напрасной. Среди коллег-учителей много ее выпускников и учеников. В их числе директор Гоноховской школы Лариса Волокитина, заместитель директора Светлана Синдеева, учитель истории Елена Паршукова, сменившая Исаеву на посту председателя профкома, заведующая школьной библиотекой Галина Чеканова, которой бывшая учительница прочит большое будущее.

– Медалистов у меня было не много, – признается педагог-филолог. – Строга была очень. Но крепкие знания по русскому языку потом многих серьезно выручали на вступительных экзаменах и ЕГЭ. 

В силу жизненных обстоятельств наша героиня покинула свой ставший за долгие годы родным кабинет. По-прежнему стоят в шкафах ее книги, подаренные школе. Ученикам на память остался такой дорогой сердцу портрет Шукшина. И его слова, которые не раз повторяла ребятам, которым, как девизу, следовала и следует всю свою жизнь: «Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…»

Наталья ЮРИНА (фото автора)

 
Фоторепортаж