В Бийске можно узнать тайны архиерейских погребов

16:11, 08 ноября 2021г, Общество 1258


В Бийске можно узнать тайны архиерейских погребов Фото №1
В Бийске можно узнать тайны архиерейских погребов Фото №2
В Бийске можно узнать тайны архиерейских погребов Фото №3
В Бийске можно узнать тайны архиерейских погребов Миниатюра №4
В Бийске можно узнать тайны архиерейских погребов Миниатюра №4
В Бийске можно узнать тайны архиерейских погребов Миниатюра №4

Кто в детстве не любил лазить по заброшкам и старым подвалам? Вряд ли возможно найти такого человека. А эти увлекательные рассказы о забытых подземных ходах и кладах? Кому они не нравились? Их любили, наверное, все дети. А вот в Бийске на территории архиерейского подворья можно вновь ненадолго почувствовать атмосферу той самой таинственности и, помимо этого, прикоснуться к истории, послушав рассказы экскурсоводов. Здесь открываются двери в легендарные архиерейские погреба.

Это своего рода если не подземные дворцы, то настоящие каменные терема, восхищающие своей угрюмой, но какой-то доброй, тяжелой красотой.

Чтобы попасть в такой погреб, нужно спуститься по старинным каменным лестницам, уже здесь приходит ощущение того, что скоро вы прикоснетесь к чему-то такому, что вызовет в душе вашей немало волнующих чувств, вы сможете увидеть саму историю, спрятанную глубоко под землей.

– Практически под каждым зданием Бийского архиерейского подворья сохранились большие и малые архиерейские погреба с ледниками и полуподвальными этажами. Это, конечно, уникально, это привлекает сотни, тысячи туристов ежегодно, – рассказывает об этих объектах директор Музея истории Алтайской духовной миссии Павел Коваленко. – Один из таких погребов мы в этом году привели в порядок.

Погреб во флигеле

Речь идет о погребе, который находится во флигеле архиерейского подворья. Когда-то в этом здании жили братия и семья главного эконома, затем к нему пристроили конюшню и кучерскую избу. В советское время и перестроечное безвременье строение пришло в упадок, прохудилась крыша, здание медленно, но верно разрушалось, но, к счастью, нашелся меценат в лице директора одного из городских предприятий Галины Комогоровой и флигель в числе прочих строений на подворье начали приводить в порядок. Теперь это Выставочный центр Бийского архиерейского подворья, имеющий на данный момент три зала и погреб, а по сути – еще один подземный зал. 

По словам Павла Сергеевича, этот погреб еще буквально год назад был забит мусором и землей. Колоссальную работу провели по его расчистке и восстановлению оконных проемов, разного рода арок, исторических ступеней, которые в него вели. И сейчас это достаточно любопытное место, которое притягивает многочисленных посетителей, паломников и туристов. К слову, например, здесь сводчатые потолки, и они тоже необычные. Все своды архиерейских погребов отличаются друг от друга, они совершенно разных форм: где-то цилиндрические, где-то усеченные.

– В нескольких местах, кстати, нам пришлось восстанавливать элементы исторических арок, которые со временем частично обрушились, частично были разбиты, ведь в советские годы здесь, на территории военного городка, находились склады разного назначения, – отмечает Павел Коваленко.

Расчищенное пространство не осталось пустым. После проведения необходимых работ здесь, в погребе флигеля, организовали тематическую экспозицию-выставку, посвященную русскому стеклу, в том числе произведениям из него, выполненным в советское время на знаменитом алтайском Акутихинском заводе.

– На самом деле эта «стеклянная» экспозиция имеет художественную составляющую. В основном здесь, конечно, утилитарные вещи представлены. Но я думаю, что в любом случае стекло – это элемент красоты, прозрачности, пластичности, настолько интересны его формы. Экспозиция востребована, – говорит заведующая Выставочным центром Бийского архиерейского подворья Ирина Моисеева. Не могла она не поделиться своими впечатлениями и по поводу этого «зала под землей».

– На самом деле я отношусь к данному погребу с любовью, потому что тоже приложила руку к его восстановлению, очистке. Это всегда такие завораживающие моменты, когда ты сам прикасаешься к истории. Хочется ее восстановить в буквальном смысле, эмоции от этого непередаваемые. А еще потом реакция посетителей. С огромнейшим удовольствием спускаются сюда люди, а мы подстраховываем на лестнице и бабушек, и детей.

Пять КамАЗов

В архиерейском доме было две кухни – большая и малая, а над ними уже на втором этаже находились малая и большая архиерейские столовые. В малой обычно завтракал, обедал и ужинал епископ Бийский, начальник Алтайской духовной миссии, а вот в большой проводились званые обеды по случаю праздников – Рождества, Пасхи и других знаменательных дат. Сюда собиралось все именитое бийское общество.

Под каждой кухней был отдельный погреб, где хранились припасы, необходимые и летом и зимой.

– Такие погреба мы обнаружили лет 10 тому назад, когда убирали полусгнившие деревянные половицы. Нашли их засыпанными тоннами тяжелого мусора с обрушенными каменными сводами, – сокрушается Павел Коваленко. – В течение полугода четыреста бийчан добровольно нам помогали выносить тонны спресованного мусора. Тогда мы вывезли из погребов пять с половиной КамАЗов, и сейчас у всех желающих посетителей музея есть уникальнейшая возможность спуститься в холодильник ХIX века и посмотреть, как же он был устроен на самом деле.

В один из таких погребов мы с ним и направились по кирпичной лестнице. К сожалению, свод здесь не сохранился – видимо, был обрушен в советское время, но кое-где в стенах можно найти даже воздуховоды, которые вентилировали нижние помещения. Сотрудники музея попытались промыть их водой, и это получилось, они сегодня функционируют.

Экспонаты-надгробия

Какими должны быть экспонаты в подземельях? А архиерейский погреб – это настоящее большое подземелье. Наверное, какие-то такие, что вызывают если не страх, то благоговение.

В этом погребе хранятся и экспонируются надгробные плиты с утраченных могил купцов, чиновников, священников – всех, кто имел отношение к православной церкви на Алтае. Эти надгробия привозят в музей верующие люди, старожилы города, окрестных сел. Они их находят в основании печей в старых частных домах и банях. Вот так кощунственно использовали надгробные плиты с могил благочестивых людей – просто как обычный строительный материал. Некоторые плиты здесь представлены уже не в полном формате, в советские годы их пытались распилить на металл, на отдельные части и куски.

– Об один из таких кусков в селе Алтайском, прямо о буквы, вытирали обувь при входе в дом, – с огорчением рассказывает Павел Коваленко. – Еще одна плита пришла к нам лет десять тому назад из села Старая Чемровка, а вторая через несколько месяцев была обретена в селе Новая Чемровка. При входе в дом она лежала задом наперед, и люди оставляли на ней свою обувь. Те, кто выкупил дом, нашли ее при перестройке крыльца и были крайне удивлены этому. Узнав, что в Бийске есть такой православный музей, они посчитали своим долгом хотя бы сюда ее передать. А ведь на этих плитах имена людей, которые оставили свой след в православной жизни Бийска и Алтая.

– Кстати, эти надгробные плиты служат не только экспонатами, но и основами для будущих исследований. Например, плита со Старой Чемровки содержит информацию о священнослужителе, который был первым настоятелем храма в этом селе и сыном первого настоятеля Троицкого кафедрального собора в Бийске, а вторая, из Новой Чемровки, – о сыне второго настоятеля данного собора. И это тоже интересно и требует, конечно, дополнительных исследований, – подчеркивает Павел Сергеевич.

Затейливое устройство

В погребах туристам интересно. Каждый из них сохранил исторические кованые, клепаные двери, их привели в порядок – отремонтировали, отреставрировали, и они, конечно, сейчас тоже радуют посетителей своим видом.

Самый большой погреб-ледник Бийского архиерейского подворья несколько необычен. Он имеет тамбур, холодильную комнату с «морозильной камерой», где наверняка стояли металлические контейнеры, в которые засыпали куски льда с зимы и закрывали сверху лед соломой и опилками, поэтому он крайне медленно таял и его хватало до следующих морозов. Среди льда хранили скоропортящиеся продукты – мясо и рыбу, а уж картофель, морковь складывались так, в холодильнике.

– Самое интересное наших туристов и паломников ждет еще впереди, – обещает Павел Коваленко, – сейчас мы готовим к показу большие архиерейские погреба северной части Бийского архиерейского дома. Здесь сохранилось шесть комнат и залов со старинными сводами, с интересной камерной атмосферой тех лет. Мы планируем здесь организовать тематическую выставку «Молитва, воплощенная в металле». Представить в витринах с подсветкой коллекцию медного художественного церковного литья начала XVII – конца XX века. Мы будем рады видеть всех в Музее истории Алтайской духовной миссии. 

Фото автора

Фоторепортаж