«Театр детской скорби»: в Барнауле поставят спектакль по Марку Твену

08:00, 13 февраля 2021г, Культура 705



Фото Евгений НАЛИМОВ

В краевом театре кукол «Сказка» началась работа над «Рассказом собаки» по Марку Твену. На прошлой неделе постановочная группа из Санкт-Петербурга – режиссер Алексей Смирнов и художница Елизавета Ольшвангер представили эскизы будущего оформления и рассказали о выборе материала.

Не грустно, а больно

Критики отмечали, что Марк Твен написал свой «Рассказ собаки» в нехарактерной для него сентиментальной традиции. Это короткая щемящая история, рассказанная от лица собаки, которая по заветам своей матери всегда старалась преданно служить хозяевам и всё делать правильно,  но жизнь не вознаградила ее за самоотверженность. О причинах выбора материала режиссер Алексей Смирнов говорит так:

– Я просто люблю театр детской скорби – есть такой жанр, не уверен, что я его придумал. Мне нравится, когда зрителю в зале не грустно, а больно. Тогда он понимает какие-то вещи более осознанно и это оставляет больший след. Это не значит, что я не делаю спектакли, где всё хорошо и мило! В принципе, наша целевая аудитория здесь – подростки.

Впрочем, режиссер-постановщик оговаривается, что чаще всего делает спектакли для семейного просмотра и старается дать повод для разговора родителей с детьми: «Театр не заканчивается, когда закончилось представление! Должен еще быть какой-то процесс осмысления».

Для постановочной группы это будет первый опыт работы в Барнауле. А для театра кукол «Сказка» – первый почти полностью теневой спектакль за десятилетия.

– Когда начинаешь работать, предполагаешь одно, а как доходишь до каких-то смыслов… Вот мы с художником дошли до театра теней, – объясняет Смирнов выбор формы. – Тени как воспоминания, тени прошлого, они зыбкие и не такие реальные, как кукла. Они могут раствориться, а могут возникнуть. Но наш спектакль даже не воспоминание. Это как человек пришел к какому-то итогу и не понимает почему. И анализирует, правильно ли он поступил: «Что я совершал, чтобы заслужить вот это?»

«Затесаться» в модерн

Поскольку рассказ Твена написан в начале 1900-х, художница Елизавета Ольшвангер придумала соединить в теневом спектакле эстетику модерна со стимпанком (стилем, характерным для научной фантастики про альтернативную Викторианскую эпоху, в которой человечество в совершенстве освоило механику и технологии паровых машин. – Прим. ред.).

– Если есть хоть какая-то возможность «затесаться» в модерн, нужно ее использовать, – улыбается Елизавета. – А стимпанк – это тоже конец 1890-х и начало 1900-х, и я подумала: почему нет? Модерн весь такой природно-извилистый, «на ирисах», а стимпанк весь на механизмах.

Кроме того, в спектакле будет актриса в живом плане (кажется, это она от лица главной героини будет вспоминать пережитое) и планшетная кукла собаки. Кстати, в финале режиссер всё-таки обещает немного света и надежды.

В «Сказке» о сотрудничестве с Алексеем Смирновым мечтали четыре года. Директор театра Надежда Васильева вспоминает:

– Когда я только вступила в должность, начала изучать, что происходит в других театрах. И первым спектаклем, который меня поразил, стал «Добренький Рул» в омском театре – уникальная работа с тонким юмором и глубоким смыслом. Это удивительный режиссер, который видит то, что другим не видно. Он прислал нам на выбор список произведений на шести листах, где были и Оруэлл, и Кэрролл, и Линдгрен. Помню, мы надолго зависли на «1984» Оруэлла, но всё-таки остановились на «Рассказе собаки», в который все влюбились. Театр не только развлекательный формат, у нас торговые центры предлагают развлечения. Поэтому мы начинаем работу над третьим в этом году ярким, очень дорогим и очень важным для нас спектаклем.

Премьера «Рассказа собаки» запланирована на конец мая и должна состояться уже в новом театральном здании на улице Пушкина, куда «Сказка» собирается переезжать в марте.

Новости