Театр как большая семья

10:00, 30 апреля 2017г, Общество 1351


1
1

Бийскому народному театру «Зурбаган» – 25 лет. Ведущий любительский коллектив края отметил юбилей премьерой «Женитьбы Фигаро» в ДК Бийского олеумного завода, а через пару недель показал на сцене института культуры в Барнауле свою титулованную постановку «Сад».

После спектакля мы побеседовали с руководителем и главным режиссером Лилией Кирьяковой о том, как говорить без слов и из чего возникает магия театра.

Жанр спектакля «Сад» по первым главам романа Габриеля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» Лилия Витальевна определяет как музыкально-драматический экзерсис. В силу особенностей сцены АГИКа это поэтичное действо в гостях практически лишилось оригинальных  декораций. Но это не помешало ему состояться – во всех смыслах. Историю двух поколений семейства Буэндиа сыграли Константин Кудрявцев, Яна Борисова, Владимир Крылов, Ольга Иванова и другие. В постановке заняты и родители артистов, и даже дети младшего школьного возраста.

Без слов

– Спектакль пронзительный, – признаюсь в начале разговора Лилии Витальевне.

– Если бы вы знали, в какой период я его делала! Когда вся жизнь рухнула, возник этот спектакль. Мы тогда готовили «Онегина», делали с ребятами этюды, разборы – у нас все по-честному. Но я поняла, что не смогу поставить Пушкина: это значит открывать душу, быть совершенно беззащитной, по-другому его не сделать! И я вспомнила: Маркес. Это совсем другое – такие экспрессионистические мазки, глубинная энергия.

Сначала мы разбирали сцены, сочиняли историю. А потом я предлагала ребятам сыграть ее без текста. Это не немой театр, просто есть ситуации, когда люди не могут говорить и не надо. И начали строить спектакль этюдно – одну сцену, другую.

– Музыку вы подбирали сами?

– Да, всегда ищу ее сама. Мне надо «слышать» спектакль. В основе всех любовных историй здесь аргентинские и мексиканские колыбельные. Единственное, я попросила ребят найти мне танцы Южной Америки, какую-то веселую музыку, которая дает героям импульс жить, несмотря ни на что. И мы нашли: есть такое направление – зумба, это практически зарядка, а хореограф Галина Юракова показала нам пять элементарных движений, которые можно по-разному компоновать.

– Поразительно, из каких простых вещей возникает театральное волшебство.

– А здесь и не нужно никаких наворотов. Герои просты, они должны ходить босиком, чтобы землю эту чувствовать. Это у чужаков, которые к ним потом приезжают, какие-то очочки, туфли, корсеты, они уже хотят придать себе форму, изменить себя немножко…

– Кстати, вы хотели, чтобы зрители узнавали текст Маркеса в пластике ваших артистов или воспринимали действо непосредственно?

– Я ждала от зрителя восприятия. Мы рассказываем истории группы людей, получается полифония действия. И мы должны рассказать это без слов, энергетически пробить зал – вот была моя установка. а каждый зритель будет вкладывать в это свой человеческий багаж.

«Только привезите Гран-при»

– Когда берешься ставить спектакль, важны три вещи: что ты делаешь, с кем и для кого, – говорит Лилия Кирьякова. – Вот мне Маркес интересен. Будет ли он интересен зрителю? Да, потому что притчи нужны людям. Отзовется ли это в моих детях? Начинаем разговаривать, отзывается, значит, можно делать.

– А сколько у вас сейчас «детей»?

– 19 в младшей группе и 28 взрослых. у меня набор закрыт. Их много, они постоянно приходят после спектаклей, находят меня в «ВКонтакте», и наши ребята приводят новых. С нами сотрудничают и родители ребят, выходят на сцену, они молодцы и очень нам помогают. Сейчас я принимаю с 19 лет, а когда-то брала с 16, но мне надоело их растить, а они потом уходят…

Наш театр существует давно. Мы были в «котельщиках», теперь в ДК БОЗ, и нам там очень хорошо. Нас любит руководство завода – представляете, генеральный директор ходит на наши спектакли! Ему понравился «Сад», а когда он узнал, что мы поедем со спектаклем на Международный фестиваль «Сибирь зажигает звезды» в Новосибирск, дал нам автобус и заплатил оргвзносы! Сказал: «Только вы, пожалуйста, Гран-при привезите». И мы привезли!

– Как вы подходите к выбору материала?

– Это классика. Ну или проверенные временем пьесы – Радзинский, например. Почему я люблю классику? Мои артисты – молодежь, у них любовь. Но я лучше поговорю с ними о любви языком Шекспира, чем языком какой-то непонятной современной пьесы.

Первая любовь – это красиво, но они должны подумать и о другом: а готовы ли они защитить ее? За любовью всегда идут трудности. Не спасуют ли они? Не убегут? Может быть сопротивление – родители могут не принять. Сказать «люблю» просто, но потом возникает основная линия в нашем театре – ответственность. За человека, который возле тебя. За работу, которую ты делаешь. Ответственность перед зрителем, перед школой, перед своей учебой. Пред самим собой. Потому что главное – быть собой. И никогда не кривляться, не хлопотать лицом на сцене.

От культуры к искусству

«Мы с ребятами часто ходим в горы, дружим, у нас постоянно праздники. Мы как большая хорошая семья», – говорит Лилия Кирьякова. И когда она недавно уезжала на месяц в Москву, ребята сами репетировали «Женитьбу Фигаро» и готовили юбилейную программу – восстанавливали восемь отрывков из музыкальных спектаклей.

А поводом для отъезда руководителя стала учеба на курсах профессиональной переподготовки. Их ведет выдающийся российский театральный режиссер Кама Гинкас.

– За 30 дней я посмотрела 15 спектаклей! – с восторгом вспоминает Лилия Кирьякова. – По окончании курсов у меня будет диплом, дающий мне право ставить спектакли в профессиональном театре. Я с ребятами уже переросла уровень любительского коллектива. Ни в коем случае не собираюсь их бросить, но нужно дальше развиваться. В сентябре снова поеду на сессию, и это, конечно, жесть: мы же не просто слушаем лекции, но и показываем свои работы и отрывки. А я там единственный режиссер любительского театра, остальные – из профессиональных театров, и кому-то из них этот диплом, например, даст возможность стать главным режиссером.

Знаете, мне запали в душу слова Елены Сергеевны Кожевниковой (барнаульский театровед и критик. – Прим. авт.) о том, что надо стремиться перейти из области культуры в область искусства. Нам говорят: вы же любительский театр, вы должны просвещать народ. Это чудесно, Лорка про это писал. Но если я буду заниматься только просвещением, театр умрет, надо стремиться к искусству. А с ним другая история: искусство не просвещает, а формирует  мышление, работая через образ. Я хочу влиять по-другому, меняя реальность. Когда Кама Гинкас спросил, зачем мне нужна эта учеба, я ему так и объяснила – и он все понял.

*   *   *

– Мой театр называется «Зурбаган», а старшую дочь зовут Ассоль. Что тут еще сказать? – смеется режиссер. – Я очень любила Грина, его четырехтомник зачитала до дыр, с ним и в институт поступала. И когда возник театр, подумала: «Зурбаган» – в этом слове такая хор-рошая «р».

Кстати, именно дочь Лилии Кирьяковой Ассоль Уколова вместе с Надеждой Шубиной придумала костюмы и декорации для спектакля «Сад». Младшая, 11-летняя Соня, разумеется, тоже играет на сцене.

Для многих артистов «Зурбаган» – некая параллельная жизнь (скажем, волшебная Яна Борисова, играющая Урсулу в спектакле «Сад», работает медсестрой). Но есть и те, кто связал свою судьбу с профессиональной сценой. Среди выпускников Лилии Кирьяковой – артистка краевого театра драмы Анна Бекчанова, солист театра музкомедии Насими Нариманов, Артем Фоменко из бийского драмтеатра и Артем Березиков из новосибирского театра «На левом берегу». В Санкт-Петербургской академии театрального искусства учится Наталья Шишина, еще несколько человек поступили в АГИК на кафедру театральной режиссуры и актерского мастерства.

Но даже когда бывшие артисты-любители уходят в некую взрослую жизнь, ничто не мешает им, соскучившись, снова попроситься в родной театр поиграть.

(фото из архива театра)

Фоторепортаж