Театр – с Пушкиным

16:00, 10 июня 2015г, Культура 1343


Театр – с Пушкиным Фото №1

На прошлой неделе в краевом театре драмы им. В.М. Шукшина состоялась творческая лаборатория «С Пушкиным на дружеской ноге».

Ее проведению способствовал губернаторский грант. В течение пяти дней четыре молодых режиссера из разных городов репетировали с нашими артистами «Маленькие трагедии» Пушкина и «Станционного смотрителя», чтобы 6 и 7 июня на экспериментальной сцене представить на суд зрителей эскизы спектаклей.

Учёба

Зрителям, львиную долю которых составляли актеры драмы, студенты АлтГАКИ и завзятые театралы, предлагалось поучаствовать в обсуждении увиденного и даже проголосовать за понравившуюся постановку. Мнение публики обещали учесть при выборе того эскиза, который решат доработать до полноценного спектакля. Впрочем, театр уже распространил информацию о том, что, судя по результатам голосования, зрители хотят увидеть всё. Мы не удивлены!

В театре не скрывали, что имеют «корыстный интерес»: познакомиться поближе с четырьмя молодыми режиссерами, увидеть их в деле. Впрочем, испытанием эта неделя стала не только для них, но и для наших актеров. С другой стороны, как они сами признавались после показов, лаборатория дала возможность увидеть коллег в совершенно новых образах, отличных от того, что они когда-либо делали. В финальном обсуждении, подводящем итоги лаборатории, все сошлись на том, что для самого театра она стала замечательной учебой. «Я всем сердцем поддерживаю то, что увидел. Это было культурно и достойно», – отметил народный артист России Георгий Обухов. Ну а зрителям лаборатория напомнила, что Пушкин не зря «наше все»: он может быть сколь угодно разным, современным и даже при желании весьма провокационным. Главное, что за любыми режиссерскими решениями нам по-прежнему важно расслышать пушкинское слово. И очень многие признавались в намерении прийти домой и перечитать.

Маленькие трагедии

Первым показанным эскизом стал «Скупой рыцарь» режиссера Артема Устинова. Это действительно был скорее набросок будущего спектакля, впрочем, в ряде деталей уже достаточно убедительный. Роль Альбера сыграл Дмитрий Плеханов, его слугу Ивана – Эдуард Тимошенко, герцога – Игорь Черепанов, жида – Антон Кирков. В роли скупого барона блеснул Сергей Стасюк. Понятно, что особых декораций и костюмов никто не ожидал, но в итоге каждый режиссер смог представить хотя бы вчерне некое художественное решение всего спектакля (включая подбор музыки). Например, действие спектакля Артема Устинова разворачивалось вокруг невысокого черного подиума, на котором корчился и мучился Альбер – сын скупого отца, рыцарь без коня и бархатных одежд, но с пробитым шлемом и пластырем на лбу. Актеры были одеты во вполне современное черное, лишь Соломон-Кирков вышел в котелке. При таком лаконичном решении ничто не отвлекало от актерских работ. Особенно удивили публику образ и монолог Скупого – Сергей Стасюк вопреки известной традиции сыграл его не одержимым страстями, а отстраненным.

Еще один участник лаборатории Андрей Шляпин сказал: «Вы сегодня представили мне Пушкина-Шекспира, это было очень неожиданно. Особенно ценно, что актеры работали одной командой и за пять дней сложился такой ансамбль». Активная участница всех обсуждений актриса Галина Зорина удивилась столь точному пластическому и эмоциональному существованию своих коллег с самой первой мизансцены.

Вечером в субботу уже сам Андрей Шляпин показывал эскиз «Моцарта и Сальери» (Вадим Заика – Моцарт, Дмитрий Чижук – Сальери, Ольга Любицкая – Муза/ Гармония). Здесь тоже был подиум, но белый, ближе к трагической развязке превратившийся в длинный стол, за которым и был отравлен Моцарт. И были вполне себе костюмы, даже парик с косицей, которым шумный, дурашливый Моцарт кидался в мрачного Сальери. Но главное, был целый метафорический оркестр, сыгранный первокурсниками кафедры театральной режиссуры и актерского мастерства АлтГАКИ: когда звучала музыка Моцарта, они почти балетными движениями рук подбрасывали в воздух маленькие трепещущие перышки. Попытки же Сальери музицировать символизировали осколки кирпичей, которые он с грохотом ронял в жестяной поддон. Неожиданно были решены сцены со слепым стариком музыкантом (его изображал сам Моцарт) и отравлением: Сальери бросает яд в бокал на глазах у Моцарта и тот, как бы не веря происходящему, выпивает отраву, пристально глядя сопернику в лицо.

Ай да Пушкин, ай да панк!

Пожалуй, самым готовым оказался «Пир во время чумы» екатеринбургского режиссера Александра Вахова. Своих героев он погрузил в правдоподобный постапокалиптический мир (которому как нельзя лучше подошла жутковатая музыкальная тема из свежего блокбастера «Безумный Макс. Дорога ярости»). Некий человек в майке-алкоголичке и трениках сдернул черное покрывало со стола, и оказалось, что за ним и под ним спят (или находятся в забытьи) четверо неузнаваемых пушкинских героев, осыпанных белым порошком. Мрачные пирующие в живописных лохмотьях и свирепом панковском гриме вдыхали этот порошок («Всего лишь мука» – кокетливо настаивал режиссер) из алюминиевых кружек, после чего эпилептически подергивались. Нашлось место трогательным песням, массажу сердца, истерике, оргии и убийству топором. После аплодисментов воцарилось молчание. Впрочем, все, кто решился что-то сказать, эскиз хвалили. «Было ощущение, что у этого маленького спектакля есть сценограф, художник по костюмам. Много интересных подробностей и атмосфера, которая завораживала», – сказала Галина Зорина. «Это готовый спектакль. Он убедительно придуман, и ты просто принимаешь его или нет» – это слова Георгия Обухова.

А завершил лабораторию «Станционный смотритель» Максима Астафьева, уже знакомого барнаульскому зрителю, по контрасту с «Пиром…» показавшийся немного наивным и очень забавным. После него режиссер Александр Зыков признался: «Я не предполагал, что у Максима Астафьева такое замечательное, изящное чувство юмора. По поводу этого спектакля я переживал, ведь если сравнивать его с трагедиями, это самый литературный материал, наименее выигрышный. Но мне кажется, Максим блестяще с ним справился». Что самое очаровательное в этом эскизе – смешное и грустное в нем создавалось очень простыми средствами. А актеры – Анна Бекчанова, Владимир Громов, Иван Дорохов, Николай Мирошниченко и другие – явно наслаждались своими ролями, даже абсолютно бессловесными (были там, например, четыре лошадки, которых стоило увидеть!). Кстати, многим зрителям этот эскиз понравился своей незавершенностью, возможностью его еще немного улучшить.

Новости партнеров
Фоторепортаж