О чем фильм-феномен «Купе номер 6», который идет в российских онлайн-кинотеатрах

18:44, 15 января 2022г, Культура 2706


О чем фильм-феномен «Купе номер 6», который идет в российских онлайн-кинотеатрах Фото №1

В российских онлайн-кинотеатрах вышел финский фильм - феномен прошлого года «Купе номер 6» режиссера Юхо Куосманена. Он завоевал Гран-при жюри в Каннах, очаровал критиков и сейчас числится в шорт-листе премии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», а попадет ли в номинацию, станет ясно в начале февраля.

И пока отечественные шансы на «Оскар» исчерпываются короткометражным мульт­фильмом «БоксБалет» режиссера Антона Дьякова (который в Сети легально не увидеть), есть возможность присмотреться, чем же так зацепило критиков и фестивальных зрителей непритязательное финское кино, к которому Россия имеет самое непосредственное отношение. Это фильм об отчаянном путешествии финской студентки Лоры по железной дороге на Русский Север сквозь как никогда поэтичное уныние конца 1990-х.

Главную героиню (ее играет Сейди Хаарла) мы впервые встречаем посреди шумной московской вечеринки с претензией на интеллектуальность в квартире некой Ирины (актриса Динара Друкарова), красавицы и всеобщей любимицы. Собравшиеся выпивают и угадывают, кому из великих принадлежат глубокомысленные цитаты (в списке – модный писатель Пелевин и Мэрилин Монро). Лора в это время грустит и томится чувством к яркой хозяйке квартиры, явно не очень взаимным. Ирина охотно хвастается перед гостями «своей финской подругой», но вот поехать с ней в Мурманск смотреть легендарные древние петроглифы никак не сможет, хотя изначально это была именно ее идея. И тогда Лора предпримет это путешествие в одиночку – с рюкзаком, видеокамерой и разбитым сердцем.

А в купе поезда обнаружится неприятный попутчик – заранее пьяный и продолжающий надираться в дороге молодой работяга-вахтовик Лёха (главный российский актер последних лет Юра Борисов с фантастическим чутьем на фестивальные хиты). Он сходу нагрубит сдержанной иностранке, насвинячит и уснет. Лора, естественно, проникнется к нему глубоким отвращением, будет спасаться в вагоне-ресторане, попробует устроиться в плацкартном и даже взять обратный билет до Москвы во время первой же остановки. Но там ее никто особенно не ждет, так что до самого Мурманска этим двоим придется мучительно искать общий язык, несмотря на то что Лора отлично говорит по-русски.

Некоторые российские критики называли «Купе номер 6» романтической комедией – что ж, если и так, то у нее, мягко говоря, довольно пасмурный северный колорит. Определение «роуд-муви» тоже подходит к фильму с некоторой натяжкой, хотя парочку главных героев и сопровождают дорожные приключения, меняющие их взгляд на мир и на самих себя. Ближе к концу становится ясно, что это просто-напросто мелодрама, притом нежная, трогательная и даже жизнеутверждающая: история о встрече двух одиночеств, который вдруг поняли, насколько они одиноки, и неожиданно нашли друг в друге такое необходимое обоим спасительное тепло.

И комическое преодоление культурных барьеров в данном случае – самый простой, но эффективный сюжетный ход. Мы смотрим глазами Лоры, и она сперва видит экзотическую недружелюбную страну, поезда с хамоватыми проводницами (дивная эпизодическая роль Юлии Ауг!) и почти что дикаря, который не в состоянии запомнить слово «петроглифы» и не понимает, зачем вообще тащиться в такую даль, чтобы их посмотреть. А зритель на каждом сюжетном повороте привычно тревожится за судьбу беззащитной иностранки в нашей провинции (и совершенно напрасно: режиссер склонен видеть Россию теплой и щедрой).

Фокус в том, что Лора и сама не до конца понимает, зачем ей сдалась эта поездка, и, объясняя Лёхе ее цели, повторяет какие-то высокопарные банальности московских приятелей-интеллектуалов. Не слишком откровенный попутчик героини так и остается для нас загадкой, хотя мимолетные оговорки намекают, что жизнь его непроста. Но Юрий Борисов с его мальчишеской харизмой и одновременно беззащитным взглядом – тот редкий российский актер, который способен все сыграть одними глазами так, что слова уже неважны. Он наделяет своего персонажа сложной предысторией, которую мы не услышим, и обаянием, которому сложно противиться. Вот и у Лоры не получается.

Кстати, Россия поучаствовала в этом финском фильме не только отличными артистами и незабываемыми северными пейзажами. Он поддержан нашим Министерством культуры и отечественными продюсерами, включая Сергея Сельянова, а убедительные русские диалоги написала сценаристка Любовь Мульменко. Словом, есть причины поболеть за награды.

Фоторепортаж