Тонким пёрышком в тетрадь

16:02, 21 июля 2017г, Общество 1751


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

19 июля в краевой столице в выставочном зале музея «Город», в котором представлена экспозиция, посвященная 100-летию «Алтайской правды», прошел мастер-класс по каллиграфии. Его провела наша газета вместе с учителем ИЗО и каллиграфии Барнаульской классической школы (бывший лицей «Грани») Татьяной Голубевой.

С «ъ» и «ь»

Несмотря на разгар школьных каникул и отпусков, желающих на мастер-класс собралось так много, что пришлось «надставлять» приготовленные столы. Научиться писать пером захотелось барнаульцам от 5 до 50 лет.

Вначале собравшимся раздали тетрадки, в которых писали наши прадедушки и прабабушки, эти прописи нам предоставили музей «Мир времени» и Музей истории развития образования г. Барнаула.

На мастер-классе присутствовала Елена Бородкина, методист Музея истории развития образования г. Барнаула. Она рассказала, что одной из прописей – 103 года.

– Эту тетрадь второклассника Николая Трухина нам передала семья Трухиных. Посмотрите, как крупно тогда писали, а учителя исправляли ошибки не чернилами, а карандашом. Эта тетрадь на вес золота для нашего музея: в конце слов еще стоят «ъ», это правило отменили только в 1918 году. Есть еще пропись ученика 1 класса, которую нам передала семья Неверовых. Парень был отличником. Обратите внимание на показы в тетрадках. В советское время в педучилищах ввели отдельный предмет – каллиграфию и у учителей были прекрасные почерки. Они очень строго следили за прописями учеников. Не сразу все начинали писать ручками, сначала доверяли это самым аккуратным. У меня не очень хороший почерк, и когда учительница мне сказала: «Лена, приноси завтра авторучку» – я так обрадовалась, что взмахнула рукой и поставила в тетрадке жирную кляксу. Сейчас традиция писать заправляющимися авторучками и перьями возрождается. В московских школах уже появились уроки каллиграфии.

Александр Даниленко, сотрудник музея «Мир времени», рассказал об иерархии перьев и ручек в истории советской школы, опираясь на свой школьный опыт:

– Я поступил в 1 класс в 1957 году. До 7 класса мы писали обыкновенными перьями, ходили в школу с непроливайками. Затем у меня появилась первая в жизни, хоть и дешевенькая, но перьевая ручка. Шариковую увидел в 9 классе, товарищу привезли откуда-то из-за рубежа. А где-то в газете я вычитал, что в Америке стержни от авторучек выбрасывали, и мы с мальчишками мечтали найти такие урны у нас. Но в России все было по-другому, в Барнауле на проспекте Строителей была мастерская по заправке стержней. Авторучки, в том числе и для правительственных нужд, выпускали ярославский и ленинградский заводы. Есть интересный факт: на большой высоте в самолете чернила закипали в ручке и если она находилась в нагрудном кармане, то портила вещь. Поэтому стюардессы перед началом полета выдавали специальные чехольчики для авторучек. Шариковые ручки появились на Алтае в 1970 годах.

Для ясности мысли

А вот для графолога нет понятия красивого почерка, зато он может, глядя в чужую тетрадь, рассказать о характере человека. На мастер-классе даже провели опыт, каждый попробовал прочесть по образцам почерков внутренний мир человека, кстати, многие оказались недалеки от истины. А маркетолог редакции газеты «Алтайская правда» поделилась своими наблюдениями из жизни:

– В рамках празднования 100-летия «Алтайской правды» мы организовали автопробег по предгорьям Алтайского края. В каждом из сел для капсулы времени, которая будет храниться для потомков следующие 50 лет, писали пожелания наши читатели, герои прошлых номеров газеты. Одно из напутствий оставил ветеран Великой Отечественной войны из Солонешенского района Виктор Новиков.

В свои 92 года он продолжает вести дневниковые записи, пишет рассказы, отлично рисует. В детстве ему повезло учиться у дворянина, которого в советское время сослали в Сибирь. Педагог одарил крестьянских детей отличным почерком. Рука Виктора Федоровича до сих пор твердо выводит каждую букву.

После бурных обсуждений, изучений различных видов перьев и шрифтов участники мастер-класса приступили к самому главному – стали писать перьями в прописях, многие это делали впервые. Витиеватые узоры, образцами которых снабдил нас преподаватель, выходили с трудом, а вот простые шрифты поддавались легче, но это в том случае, если перо было стальным. С гусиными перышками справиться куда как тяжелее, но никто не отступал от задуманного, все добросовестно скрипели перьями. С урока выходили с твердой уверенностью продолжить изучать только что появившееся хобби. Очень уж затягивает.

Как выработать почерк

В ходе мастер-класса родители, чьи дети учатся в начальной школе, задавали вопросы опытному преподавателю:

– Татьяна Сергеевна, как привить любовь к чистописанию?

– Когда на уроке ребенку даешь в руки стальное перо, у него появляется интерес к тому, чтобы научиться им владеть не хуже других.

Я сама увлеклась искусством написания пером три года назад и могу сказать, что совершенствоваться в этом можно бесконечно. Шрифтов очень много, а росчерки, вензеля! Просто нет предела совершенству. В конце года мы начинаем с детьми писать обычными перьями – соколиными или гусиными. И когда они берут в руки перо, у них сразу выпрямляются спинки и появляются такие реплики на уроке: «Я сейчас, как Пушкин, возьму и напишу стихотворение или сказку». Детей всегда прельщает мысль перенестись в другую эпоху, а это занятие дает такую возможность.

– Мне очень интересно, как работает текстура пера и туши на бумаге, – комментирует пятиклассница Вика Голубева, пришедшая на мамин мастер-класс в качестве участницы. Она, как большинство участников, ученица художественной школы.

– А какие нескучные методики можно применять, работая с детьми над выработкой почерка?

– Специально для этого разработано множество прописей, не просто с показами и картинками, а похожими на веселую книжку-шараду с известными персонажами – Шерлоком Холмсом, сказочными феями…

Дети не просто выводят буквы, они разгадывают шифр.

– Вика, а тебе бы понравились такие прописи?

– Ну, я уже не в том возрасте, это же для младших школьников.

Татьяна Сергеевна смеется и продолжает:

– Конечно, сказочные феи – большой авторитет для малышей. Еще хорошая мотивация для детей научиться писать красиво, когда мы готовим открытки для мам, пап, бабушек, дедушек, дети готовы выводить каждую букву. В конце года мы с ними пишем письмо в будущее самим себе. Например, «Я летняя пишу себе зимней, хочу, чтобы у меня почерк стал лучше, а в тетрадках по русскому языку были одни пятерки». Мы делаем все это на свитках, заклеиваем их, чтобы никто не добрался. А когда наступает зима, дети получают возможность сравнить, есть ли улучшения.

– А если ребенок долго не может за столом сидеть и писать?

– Для этого существует пальчиковая зарядка. Например, пальчики на обеих руках превращаются в крабики и начинают друг с другом здороваться.

Можно еще использовать прописи для двух рук, дети одновременно выводят зеркальный узор правой и левой руками. Может получиться целый дневник зеркальных набросков, как у Леонардо да Винчи.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели, а я уже запаслась стальными перьями и чернилами, буду почерк исправлять.

Посмотреть все фотографии

Фоторепортаж
Блоги