Три правила детского здоровья, без которых не может быть успехов в учебе

07:00, 30 августа 2021г, Образование 1106


Три правила детского здоровья, без которых не может быть успехов в учебе Фото №1
Три правила детского здоровья, без которых не может быть успехов в учебе Фото №2
Три правила детского здоровья, без которых не может быть успехов в учебе Фото №3
Три правила детского здоровья, без которых не может быть успехов в учебе Миниатюра №4
Три правила детского здоровья, без которых не может быть успехов в учебе Миниатюра №4
Три правила детского здоровья, без которых не может быть успехов в учебе Миниатюра №4

Фото Андрей КАСПРИШИН

Как правильно организовать жизненное пространство школьника и сохранить ему здоровье? По старой доброй традиции, в канун учебного года АП передает родителям советы ведущих специалистов Алтайского края.

Пусть будет «обычным»

Разговор журналисты начали с нашумевшей истории про восьмилетнюю москвичку Алису Теплякову, поступившую в МГУ. Так ли уж это радостно? Врачи, например, насторожены. Прежде всего потому, что природу не обмануть. Детский организм не готов к вузовским нагрузкам. Главный детский психиатр Алтайского края, кандидат медицинских наук Виктор Ведяшкин однозначен в своем мнении:

– Нам показали лишь маленький фрагмент жизни этой семьи и чудо-девочки. Абстрагируясь от конкретного сюжета, скажу, что к нам нередко приводят детей с эмоционально-волевыми нарушениями аутистического спектра. Да, такие дети к трем годам считают до ста на английском, знают все маршруты городского транспорта и перечисляют все виды вымерших динозавров. Но при этом не могут совершить простейших действий, тех, которые «обыкновенным» их сверстникам даются легко – собрать пирамидку, например, или назвать цвет. И если сейчас со здоровьем у ребенка, о котором говорит страна, все нормально, не думаю, что учеба в вузе пойдет на пользу маленькой девочке.

Так же, как не идут на пользу слишком ранние попытки преподавать малышам математику, учить их писать. И даже что-то получается за счет детской лабильности, и умиляются мамы с папами тому, как ловко их полуторагодовалое чадо управляется с планшетом, но…

«Всему свое время» – главный принцип, нарушить который означает выбросить из жизни ребенка детство с его двойками и ссадинами, секретиками и первой влюбленностью…

Именно в этом возрасте совершенствуется мелкая моторика, созревают лобные доли коры больших полушарий головного мозга, отвечающих за многие способности, делающие ребенка личностью – самоконтроля, восприятия информации, общения со сверстниками. Но базовым доктор Ведяшкин назвал формирование нейронных связей. Так вот: если главный воспитатель и собеседник дошкольника – планшет, без тепла соприкосновения родных душ, ребенок сформируется, конечно, но в одном, достаточно узком «секторе».

О неготовности к школе могут свидетельствовать сложности с усвоением учебного материала, неусидчивость и невнимательность, сложности в коммуникации со сверстниками и педагогами. Если это ваш случай, целесообразно проконсультироваться со школьным психологом и участковым педиатром, чтобы понять, какая конкретно нужна помощь.

Пара слов о дистанте, которым заменили очное обучение в пик эпидемии. Многим семьям он дался нелегко. Главным образом потому, что не готовыми к нему оказались ни учителя, ни дети, ни мамы-папы, которые, придя с работы, настраивали программы, сидели в школьных чатах, делали до полуночи уроки вместе со своими школярами. Не факт, что в наступающем учебном году мы обойдемся без дистанта, но опыт проживания этой ситуации у нас уже есть. Вот что говорит по этому поводу Виктор Ведяшкин:

– Мера эта вынужденная, ввели ее в период растерянности общества, когда мы не знали еще, как жить в условиях тотальных ограничений. Дистант – не совсем верный образовательный маршрут и достаточно слабая модель полноценного формирования коммуникаций с ровесниками и педагогами. Но компьютерные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, отказаться от них мы уже не сможем. Потому я предостерег бы и тех родителей, которые оберегают детей от этой стороны бытия, запрещая им пользоваться гаджетами.

Ясноокий ты мой!

С темы «комьпютер и детство» начинает и главный внештатный детский офтальмолог СФО Владимир Лебедев:

– Дети, часами глядящие в гаджеты, удобны. Тихи, спокойны, не отвлекают родителей. Не задумывающихся, как правило, какая колоссальная, непосильная нагрузка ложится на мышцу, настраивающую глаз на работу вблизи. И раз уж без электронных устройств сегодня не обойтись, пусть это будет не телефон, не планшет с маленьким экраном, а обычный компьютерный монитор или большой экран ЖК-телевизора, на который можно вывести все основные опции. Так удастся избежать перенапряжения глаз.

Жалобы ребенка на головную боль и покраснение глаз говорят об усталости цилиарной мышцы, обеспечивающей аккомодацию. До этой критической точки доходить не нужно. Работа глаза вблизи (для младших школьников – 15 минут) должна чередоваться с отдыхом (5–10 минут). В помощь – множество вариантов офтальмологической гимнастики. При пренебрежительном отношении к здоровью глаз зрение неизбежно упадет. По статистике, лишь у 3% школьников младшего возраста отмечаются проблемы, в старшем – уже у 20%. При этом «близорукие» диоптрии до минус трех у детей считаются нормой социальной адаптации глаз к возросшим нагрузкам.

Три правила

На них, по словам педиатра, заведующей оргметодотделом краевого Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Любови Михайловой, держится детское здоровье, без которого не может быть успехов в учебе:

– Обязанность родителей – правильным питанием заложить прочный фундамент здоровья школьника, чтобы он легко выдерживал физические и психологические нагрузки школьного, а потом и вузовского периода.

Правила эти знакомы каждому, но, сказать помягче, в теории. На деле же в семьях их подменяют фастфудом либо полуфбарикатами «на скорую руку». А потому напомним.

Правило №1.

Разнообразие рациона, с сезонными фруктами и овощами, мясом и рыбой, злаками и макаронами твердых сортов пшеницы, молочными продуктами как незаменимого источника кальция. При полноценном питании препараты витаминно-минеральных комплексов не нужны, все необходимое обеспечивает сбалансированный стол. Но врачи обычно рекомендуют их в пик сезонных ОРВИ или нагрузок.

Правило №2.

Перерывы между приемами пищи не должны превышать 4 часов. Допустимы перекусы – сок, фрукты, сухое печенье, немного, чтобы заглушить голод, а не перебить аппетит.

Правило 3.

Суммарные порции не должны превышать дневных затрат энергии; для здорового ребенка это примерно 1500 – 1700 килокалорий. Исходя из этой цифры и нужно формировать меню с обязательным супом в обед и кашами утром.

К чему должен быть готов родитель? К тому, что в школе может сломаться даже идеально отлаженная домашняя модель. За компанию с одноклассниками ребенок купит себе пиццу или шаурму в киоске напротив. Как решать проблему? Рассказать ему, что бонусом правильного питания он получает высокий интеллект, чистую кожу без прыщей, красивые волосы, подтянутую фигуру.

В семь утра ребенку, как правило, еще не хочется есть, он отказывается от завтрака, даже если «надо». Меж тем до большой «обеденной» перемены еще 4 часа. Чтобы избежать голодных обмороков на уроках, обязательно напоите уходящего из дому школяра хотя бы горячим сладким чаем.

Работающие родители обычно оставляют в холодильнике обед, который ребенок, вернувшись с уроков, разогревает сам. Заранее рассчитайте время так, чтобы между едой и тренировкой был хотя бы часовой зазор времени.

Сколько весит ранец

Травматолог-ортопед краевого клинического Центра охраны материнства и детства Александр Шмат опасность видит в том, что ребенок много сидит, начиная с детского сада. При этом почти ушли из его жизни бег, прогулки, подвижные игры на воздухе. Как следствие, снизилось качество костной ткани у подростков, стало заметно больше детей с тяжелыми травмами. То есть, если раньше, упав, ребенок отделывался ушибом и синяком, то теперь получает перелом.

– Мои коллеги – свидетели таких перекосов. Одни родители уделяют чрезмерное внимание учебе, забывая о том, что «сидячий» ребенок не нарастит необходимую в его возрасте мышечную и костную массу. Обратная сторона медали – когда в сыне или дочери взрослые люди пытаются реализовать собственные амбиции. И когда в травматологическое отделение привозят трехлетнего ребёнка с травмой ноги, полученной во время катания на сноуборде, у меня только один вопрос возникает: как малыш на нем вообще оказался? Это травмоопасный вид спорта, требующий хорошей подготовки, чувства равновесия, мгновенных реакций. Всего того, что в таком возрасте просто не сформировано еще.

Гигиена рабочего места. Следите, чтобы ребенок сидел прямо. Регулируйте высоту стола по мере его роста. И если трансформер – слишком дорогое для семьи удовольствие, просто приподнимите старый, подложив под ножки деревянные бруски нужной толщины.

Деформации стоп. Прежде дети много бегали и ходили по мягкой амортизирующей поверхности: по траве, по земле – не по асфальту. Проблема обострилась 
в наше время. Она диагностирована и у вашего ребенка? Не отказывайтесь от ортопедической обуви и стелек, если их рекомендовал врач. И в любом случае следите, чтобы кроссовки, ботинки и туфельки были точно в размер. На «запасе» пустого носка вы вряд ли сэкономите, ведь тогда высока вероятность падений и травм, а если пара «впритык», стопа деформируется в поисках положения минимального давления.

Ранцы. Считается, что они физиологичней портфелей. Но только если не складывать туда десять учебников, спортивную форму, сменную обувь. На деле же школьный ранец в полной сборке весит столько, что и взрослому тяжел. Представьте, что его носит на своей неокрепшей, не накачанной спине ребенок 12–13 лет. Доктор Шмат уверен, что ситуацию изменить можно иным структурированием системы образования. Часть учебников, к примеру, можно закачать в гаджеты – не зря же они пришли в школу.

Спорт или «физра»? В принципе, если в школьное расписание добавить еще пару-тройку часов физкультуры в неделю, этого будет достаточно для баланса нагрузок интеллектуальных и физических. Отдавать ли ребенка в спорт, а тем более – в спорт высоких достижений, родители должны решать сами, со всей ответственностью за него. Как нагрузки на пределе возможностей скажутся на общей соматике? Не знает никто. Но в любом случае выбирать нужно то, что нравится юному спортсмену. Занятия «из-под палки» ни к чему хорошему не приведут.

Секреты успешной подготовки к школе

  • Хотите воспитывать – начните с себя.
  • Не идеализируйте школу.
  • Не пугайте школой.
  • Культивируйте в ребенке чувство здорового самолюбия.
  • Скажите ему, что оценки – не главное.
  • Сделайте неизвестное знакомым, расскажите о своих школьных годах.
  • Пересмотрите режим дня.

Фоторепортаж
Блоги