В Барнауле открылась выставка Сергея Осиночкина. Почему ее стоит посетить

16:00, 29 ноября 2020г, Культура 1651


В Барнауле открылась выставка Сергея Осиночкина. Почему ее стоит посетить Фото №1
В Барнауле открылась выставка Сергея Осиночкина. Почему ее стоит посетить Фото №2
В Барнауле открылась выставка Сергея Осиночкина. Почему ее стоит посетить Фото №3
В Барнауле открылась выставка Сергея Осиночкина. Почему ее стоит посетить Фото №4
В Барнауле открылась выставка Сергея Осиночкина. Почему ее стоит посетить Миниатюра №5
В Барнауле открылась выставка Сергея Осиночкина. Почему ее стоит посетить Миниатюра №5
В Барнауле открылась выставка Сергея Осиночкина. Почему ее стоит посетить Миниатюра №5
В Барнауле открылась выставка Сергея Осиночкина. Почему ее стоит посетить Миниатюра №5

Фото Олег БОГДАНОВ

В Барнауле открылась юбилейная персональная выставка Сергея Осиночкина – человека, в котором счастливо сочетаются художник-монументалист, работающий с огромными пространствами, и тонкий живописец.

Сейчас в зале Художественного музея Алтайского края представлена в основном его станковая живопись. Но как говорят искусствоведы, даже в небольших по формату работах Осиночкин монументален.

Роспись – та же выставка

Среди наиболее известных работ художника – росписи в спортивной школе «Спарта», спорткомплексе «Обь», санатории «Обские плёсы», Дворце культуры Алтайского тракторного завода в Рубцовске и еще десятки интерьерных и экстерьерных произведений, выполненных с конца 1970-х годов.

– Он учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной, – рассказывает куратор выставки искусствовед Наталья Царёва. – В то время известные алтайские монументалисты Ольга и Георгий Алексеевы посчитали, что в крае нужно усилить это направление, и Ольга поехала в родной институт поговорить с выпускниками. На ее призыв откликнулись однокурсники Сергей Осиночкин и Владимир Тимуш. Вместе приехали на Алтай, им на двоих тогда дали одну квартиру и одну мастерскую, и они тянули спички, кто где будет жить…

Надо сказать, что Сергей Николаевич – редкий пример монументалиста, сумевшего перестроиться в постсоветское время, когда из этого вида искусства ушел главный заказчик – государство. И нынешняя экспозиция представляет его эскизы росписей для частного коттеджа, выполненные уже в 2012–2014 годах. По словам самого художника, именно занятость основной профессией – причина того, что его персональной выставки сотрудникам главного музея края пришлось ждать аж 40 лет:

– Я всегда большей частью монументальным искусством занимался, делал иногда по две росписи в год и мало выставлялся в те времена. А роспись сделать не так просто, как некоторым кажется. По сути, это та же выставка, за твоей спиной стоит народ и заказчик, естественно.

Впрочем, друзья юбиляра уверены, что виной всему его повышенная требовательность к себе:

– Его скромность потрясает: сколько бы мы ни уговаривали его – «нет, я еще не готов», – шутит художник Николай Острицов. – И тут мы увидели, что все это было готово на самом деле сто лет назад! А в его мастерской работ осталось еще на две такие выставки – очень хороших. Я думаю, это на будущее. Он сейчас затеял огромную картинищу, я просто прихожу и жду, когда она выйдет в люди. Должно получиться замечательно.

Время жестов

Персональная выставка, на которую музейщики так долго уговаривали художника, представляет работы разных лет: тонкие пейзажи, психологические портреты и натюрморты, которые искусствоведы называют не иначе как философскими.

– Натюрморты Осиночкина очень глубоки, они как бы впускают нас в особый мир мастерской художника. Ведь он сам расставляет предметы, которые хочет написать, и они рассказывают нам о том, что ему дорого, – говорит Наталья Царёва. – Однажды я шла по краевой выставке и увидела его работу «Вечерний натюрморт». Потом пошла дальше, но через несколько шагов вернулась и еще долго стояла возле нее. Казалось бы, ничего особенного художник не изображает: подумаешь, луч света скользит по стене мастерской, освещает букет сухих трав в вазе и маленькую куколку на столе, и в то же время в этой работе столько философии.

Еще одна важная тема в творчестве художника – театр, тут сказались влияние супруги, известного театрального критика Нины Осиночкиной, и сильные впечатления от юношеских походов на спектакли Товстоногова в Ленинграде. Среди работ на выставке есть и портрет артиста Константина Кольцова, и натюрморт с афишей, и взгляд за кулисы («В гримерной», 2019), и картина «Вечер в парке» (2018), тоже решенная как мизансцена драматического спектакля. Даже современное изобразительное искусство в нашем разговоре он вдруг сравнивает с театром:

– Вот есть театр представления, а есть психологический, и меня больше в психологию тянет, я пытаюсь над этим работать. Мне кажется, это вообще задача русского искусства, что уж тут говорить: Коржева, Самохвалова или Петрова-Водкина не вычеркнешь! А сейчас время немного другое, когда в искусстве ценятся жесты.

– Самое страшное для экспозиционера – когда на выставке много маленьких работ, и непонятно, как этот «горох» собирать, – признается нам искусствовед Наталья Царёва. – У Сергея Николаевича тоже есть работы небольшого формата, но они либо монументальны по самой своей теме, как его религиозная живопись, либо в них есть этот обобщенный взгляд, когда художник не ударяется в детали, не мельтешит, а пишет очень широко. Его живопись как бы фресковая, «валёрная» – с красивыми тонкими сочетаниями, свойственными храмовой росписи. Это редчайший дар – сочетать в себе художника-монументалиста и станковиста. Ему еще бы ослабить немного эту требовательность к себе, чтобы мы могли видеть его работы чаще.

Фоторепортаж
Блоги