В Барнауле проходит выставка работ живописца Майи Ковешниковой

14:45, 27 мая 2016г, Культура 1095


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Художественном музее проходит выставка работ живописца Майи Ковешниковой, посвященная 90-летию со дня ее рождения. Небольшая экспозиция напоминает нам о художнице, создавшей совершенно неповторимый образ Алтая.

Неожиданные рифмы

На вернисаже собрались друзья, близкие и почитатели таланта выдающегося мастера. Директор ГХМАК Инна Галкина заметила тогда, что не отозваться на эту значимую дату музей просто не мог: «Обладая такой большой коллекцией, мы несем ответственность за популяризацию творчества наших художников. Кроме того, с нашим музеем Майю Дмитриевну связывала многолетняя дружба, ее мастерская была недалеко от залов на улице Советской, так что на некоторых ее полотнах запечатлены наши экспонаты и сотрудники».

Пока Художественный музей, к сожалению, не располагает даже прежними площадями, которые позволяли проводить персональные выставки авторов такого масштаба в двух больших залах. В нынешней экспозиции можно увидеть около двадцати живописных произведений Майи Дмитриевны (из более 80 ее работ, которые сейчас хранятся в фондах ГХМАК).

Куратор выставки Нина Гончарик объяснила, что количество и тематика представленных работ заданы оставшимся в ее распоряжении залом традиционной русской культуры. Отсюда и название выставки – «Народное… любимое», и идея поддержать живопись предметами русского и алтайского прикладного искусства. И хотя работы Ковешниковой в подобном сопровождении, в общем-то, не нуждаются, экспозицию все же можно считать удачной: во-первых, она сосредоточена главным образом на одной важной стороне многогранного творчества художницы, а во-вторых, порождает неожиданные рифмы.

Например, этюд к знаменитому полотну «Актёльский рассвет» под названием «Панты варят»: на фоне утреннего неба и решительно набросанных синих гор висят на деревянных перекладинах позолоченные солнечным лучом маральи рога. Это одна из тех работ, замысел которых родился у художницы из мгновенного и случайного озарения. Но в экспозиции этюд соседствует с алтайским ковриком, буро-золотистый орнамент которого как будто слегка повторяет нежный рисунок маральих рогов. Есть и буквальные пересечения: деревянная фигурка сарлыка алтайского мастера Ярымки Мечешева, запечатленная на картине «Сарлык и корни», стоит рядом в витрине. Здесь же кожаный сосуд ташаур вместе с конской упряжью, а на стене – работа «На привале», на которой все то же самое свалено в живописном беспорядке на склоне горы посреди цветущих огоньков. И, конечно, домотканые половички и полотенца, которыми художница увлеклась еще в 60-е годы. Они неизменно сопровождают важнейшую для нее тему хлеба и труда.

Особые отношения

– Обращение к языку народного искусства, его ярким, открытым цветам – характерная особенность творчества Майи Дмитриевны. Впервые она восхитилась народной росписью и ткачеством в Горном Алтае в селе Верх-Уймон, и две картины, которые она написала в 1967 году, сразу стали достоянием нашего музея  – это «Изба Прова из Уймона» и «Красна изба углами», – рассказывает Нина Гончарик. – Художница побывала в Горном Алтае даже раньше наших сотрудников и запечатлела в избе Прова вот это уникальное полотенце, представляющее нигде больше не встречающуюся локальную традицию. А на следующий год туда поехала наша исследовательница Лариса Иосифовна Снитко – и сегодня это полотенце украшает нашу витрину.

– В работах Майи Дмитриевны самая настоящая жизнь, и нет ни одной, где были бы замыленные краски и отсутствие эмоционального подъема, – замечает искусствовед Людмила Лихацкая. – Но что интересно, многие из них сегодня выглядят уже по-новому, даже в этюдах видятся некие обобщения.

«Майя Дмитриевна всегда шла от натуры», – замечает куратор выставки. И приводит в пример этюд «Старый ковер», на котором художница, увлекшись ковром на стене в деревенском доме, попутно запечатлела еще и красочный беспорядок в комнате. А другую ее работу «У пасечника» изменила случайность: Ковешникова писала деревянное крыльцо дома, как вдруг мимо него прошел петух – и картина буквально ожила.

В портретах, а также в главных жанрах Майи Ковешниковой – тематическом натюрморте и интерьере – находит отражение еще одна важная для нее тема: женщины – участницы войны, вдовы и матери солдат. Людмила Лихацкая вспоминает, что художница всегда с нежностью говорила о своих моделях – бабушках-соседках, потерявших близких на войне. И, разумеется, не обошлась эта экспозиция без знаменитых цветочных натюрмортов Майи Дмитриевны.

– У каждого из нас сформировалось свое отношение к этому художнику, – сказала на открытии экспозиции начальник краевого управления по культуре и архивному делу Елена Безрукова. – Однако и на выставках в Москве между работами Майи Дмитриевны и столичным зрителем всегда складывались особые отношения. Есть понятие мастерства, но существуют и неуловимые вещи, которых мы никогда до конца не поймем: способность передавать человечность, сердечность и теплоту.

Фоторепортаж
Блоги