В Барнауле представили премьеру спектакля «Старший сын»

18:05, 19 октября 2017г, Культура 1675


1
1

На Малой сцене Молодежного театра Алтая прошла премьера спектакля «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова.

Для артиста МТА Алексея Бурдыко это уже третья режиссерская работа, и вновь он берется за советскую драматургическую классику. Жанрового определения новой постановки в театре не дают, называя ее творческим экспериментом. Это заставляет отнестись к спектаклю снисходительно, в чем он на самом деле не нуждается: даже в шершавом премьерном показе были свои прекрасные моменты.

Формально у Алексея Бурдыко – комедия положений, герои которой в силу разных причин (в основном, кстати, из лучших побуждений) непрерывно друг друга обманывают. В финале огромный снежный ком всеобщего вранья рассыпается, освобождая участников и давая им возможность увидеть правду, которая оказывается куда лучше фальшивого фасада.

Сюжет этот многим известен по одноименному советскому фильму 1975 года с Николаем Караченцовым и Евгением Леоновым. Случайные знакомые Владимир Бусыгин (в спектакле МТА его играет Роман Чистяков) и Семен Севостьянов по прозвищу Сильва (артист Дмитрий Борисов) провожают неких девиц. Но их надеждам на продолжение вечера не суждено сбыться. Хуже того, приятели опаздывают на последнюю электричку и рискуют замерзнуть где-то в предместье холодной весенней ночью. И тогда, чтобы просто выгадать немного времени и погреться, они спонтанно решают разыграть одну семью, выдав Бусыгина за внебрачного сына хозяина дома – пьющего неудачливого кларнетиста Сарафанова (Анатолий Кошкарев). А им неожиданно верят: в 1945 году у Сарафанова (тогда еще солдата) был роман с женщиной, чье имя он уже и не помнит. Так у не имевшего отца Бусыгина появляются не только «отец», но и «младший брат» с «сестрой».

В течение следующих суток приятели не раз пытаются покинуть дом Сарафановых, но каждый раз их что-то удерживает. Сперва это чувство вины Бусыгина («Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову»). Потом его увлечение строгой «сестрой» Ниной, которая собирается замуж за перспективного курсанта-летчика, лишь бы уехать из дома. Затем уже ответственность за «младшего брата» Васеньку, десятиклассника, смешно и трагически влюбленного во взрослую соседку и решившего от своей душевной раны сбежать на советскую стройку в тайгу (Семен Сковородин выдает замечательного подростка с обостренными эмоциями). А затем в эту же роковую соседку (Наталья Сляднева) влюбляется и Сильва – вальяжный нахал с гитарой. Когда же обман «старшего сына» разоблачат, герои будут вынуждены признать, что родство по духу может быть куда сильнее кровного родства.

Вся эта история разворачивается в пространстве Малой сцены МТА. Зажигается вначале одинокий фонарь, освещая домик соседки и нелепый быт Сарафановых: стол, на нем стулья кверху ножками, под ним свернутый рулоном матрас. Буфет повернут к зрителям боком, жесткий диван – торцом. Эпизод, в котором герои собираются за эталонным круглым столом на торжественный ужин, заканчивается эталонным же неприличным скандалом, который Нина язвительно назовет «концертом для кларнета с оркестром». При этом ощущение, что артистам на самом деле нелегко освоить это довольно обширное и почти пустое пространство, не покидает до самого конца спектакля.

Непросто может быть и зрителям, от которых в насыщенной юмором и эмоциональными всплесками постановке как-то ускользает тот факт, что пьеса Вампилова буквально пронизана символами дома и родства в их почти библейской простоте и изначальности. Вот отец, который обретает сына, а с ним и дом обретает полноту и устойчивость. А вот и сын, который, сам того не понимая, искал отца всю жизнь. Тот факт, что «отец», вообще-то, принадлежит к поколению, прошедшему войну, а «сын», вполне возможно, послевоенная безотцовщина, делает неизбежным и необходимым финальный разворот от чистой комедии в сторону драмы, хотя бы и подспудной. В спектакле этой смены тональности по большому счету не происходит.

Есть и другой важный мотив – доверие. Да, фраза «все люди – братья» звучит в пьесе исключительно в ироническом, даже ерническом контексте. А неправдоподобную завязку (каким-то проходимцам верят на слово и пускают в дом!) легко списать на наивные нравы советских 60-х. Наконец, проблема лжи, пронизывающей жизнь семьи Сарафановых, тоже вроде бы разрешается финальными признаниями. Но без этих огромных подводных рифов спектакль так и остается однослойной забавной комедией, в которой неплохим людям случайно повезло.

Фото предоставлено МТА.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж