В Барнауле торжественно открыли Год российского кино

17:05, 18 февраля 2016г, Культура 1517


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Алтайский государственный институт культуры 16 февраля съехались представители всех городов и районов края.

Как обычно бывает, когда собираются работники отрасли культуры, торжество превратилось во встречу старых добрых друзей. Гости и без помощи юных массовиков-затейников в пионерской форме проявляли неподдельный интерес к интереснейшим экспонатам выставок «Кинематограф на Алтае: первые шаги к зрителю» из фондов ГМИЛИКА и «Кинооборудование» Дома народного творчества. С шутками и улыбками руководители отрасли из разных районов края, сопровождаемые представителями красногалстучного племени, переходили от съемочной площадки к фотосалону. Пожилые пионеры не забывали по пути отдавать салют молодым. Кто-то из гостей снимался на фоне оживших звезд синема, многие осмеливались на кардинальную смену имиджа. Так,  начальник управления по культуре и архивному делу Елена Безрукова превратилась в русскую красавицу в ярком сарафане, питерского гостя артиста Сергея Амосова студенты колледжа культуры учили… вхождению в образ – ему предложили роль Остапа Бендера. Фото- и кинопробы,  проведенные школой кино и театра «ШКИТ ТВ» и краевым колледжем культуры, создали праздничное настроение у всех гостей и самих организаторов действа. И настроение улучшилось – совсем по Гришковцу! – на самом торжестве, неформальном и душевном.

Замечательный старт

– Год российского кино стал логичным продолжением государственной политики развития культуры, – отметил, открывая торжественное мероприятие, заместитель губернатора края Даниил Бессарабов. – Безусловно, главная задача этой значимой акции на государственном уровне – привлечение внимания к развитию кинематографа, продвижение его и в России, и за рубежом. Эта работа направлена также на продвижение культурных ценностей и традиций русского народа, укрепление наших духовных скреп.

Год кино в крае начался замечательно: по итогам конкурса на предоставление материальной помощи кинотеатрам в населенных пунктах России численностью до 100 тысяч человек, объявленного Фондом кино, нашему краю выделили 5 миллионов рублей. Эти средства будут направлены на создание современного 3D-зала в районном центре Поспелиха. Кинотеатр со специальным цифровым оборудованием и новыми удобными креслами откроют на базе Поспелихинского Дома культуры.

– Впереди еще ряд конкурсов Министерства культуры Российской Федерации, в которых мы будем участвовать, чтобы получить финансовую поддержку для наших муниципальных образований, – заверил замгубернатора. – Мы будем обеспечивать необходимое софинансирование из краевого бюджета.

Год российского кино позволит отдать дань уважения знаменитым землякам-кинематографистам. В их числе Иван Пырьев, 115-летие со дня рождения которого будем отмечать в этом году, Екатерина Савинова, которой исполнилось бы 90 лет. Большой блок интересных мероприятий в этом году будет посвящен 75-летию Валерия Золотухина. Безусловно, главным событием станет открытие мемориального комплекса на его родине – в селе Быстрый Исток. Продолжится серия издательских проектов «Алтай. Судьба. Эпоха». Одна из книг расскажет о Золотухине, другое издание посвящено Пырьеву.

Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае» произвел очень сильное впечатление на министра культуры Владимира Мединского, который в прошлом году приезжал в наш регион. В этом году знаковое событие будет еще более грандиозным, заверил вице-губернатор, в том числе и благодаря увеличению федерального софинансирования.

Затем гости праздника увидели программу «Кино – музыка – слово», главным режиссером которой была доцент института культуры Анна Вахрамеева.

В театрализованном представлении участвовали ведущие творческие коллективы края – Государственный молодежный ансамбль песни и танца Алтая,  Барнаульский духовой оркестр, Русский камерный оркестр, ведущие актеры краевого театра драмы им. В.М. Шукшина и Молодежного театра Алтая им. В.С. Золотухина. Были задействованы в программе и коллективы АГИК – Русский народный хор под руководством Ольги Щербаковой, ансамбль бального танца «Фокстрот», ансамбль народного танца «Сибирь», студенты направления «Актерское искусство».

Кино как зеркало

Чем могли удивить организаторы праздника людей искушенных, знающих об истории кино больше многих других? Но удивили! Пусть не информационной частью, но молодым задором, юными талантами, оригинальностью номеров и, что дорогого стоит, особой душевностью.

Начав от греческих календ – братьев Люмьер, авторы и исполнители осветили этапы большого пути. Всего-то сто с небольшим лет жизни кинематографа. И, поскольку этот год объявлен Годом именно российского кино, речь в программе шла о золотом фонде отечественного киноискусства. Отдельными темами театрализованного действа стали история кинематографа времен Великой Отечественной войны и вклад уроженцев Алтая в развитие российского кино. В главе «Родина Алтай» гости услышали известные и родные имена, вспомнили любимые фильмы и мелодии. И экранное действо сливалось в единое целое с тем, что происходило на сцене.

Когда речь шла об Иване Александровиче Пырьеве – режиссере… основателе… депутате и прочая, и прочая, – зрители увидели живого, непростого человека, оставившего след в мировом кинематографе. И вместе с тем такого родного и близкого, нашего, алтайского. Жизнь и кино буквально слились: народное веселье из пырьевского фильма как будто перетекало на сцену – на фоне кадров из «Богатой невесты» вузовский хор «Узорье» исполнял всенародно любимую песню «Каким ты был, таким остался».

…В этот день в прекрасном концертном зале института звучали аплодисменты, овации, крики «Браво!» и «Мо-лод-цы!». Бурно аплодировала публика и совсем юным звездочкам, и студенческой молодежи, и профессиональным артистам. А еще случилось нечто необычное…

– Бей его, стерву! Бей скорее! – закричал с экрана Сашка Копытовский.

В какой уже раз зрители увидели, как с воем врезался в гору фашистский «пикировщик», и услышали слова, которые знали наизусть:

– Долетался, твою в гробину мать! Долетался… Вот так, Сашка, надо их примерно бить!

Когда прозвучали эти слова из уст Петра Лопахина – Шукшина, народ зааплодировал…

И аплодировал снова, когда на экране появились кадры из «Приходите завтра»:

– «Вдоль по Питерской», – объявила громко, на оба зала, экранный и реальный, вузовский, Фрося Бурлакова. – Музыка народная. Слова не знаю чьи, наверное, тоже народные…

Гости праздника смеялись и цитировали шепотом слова роли Савиновой дальше: «Чо я могу? Дак я много чо могу… Корневильский… вроде парикмахера – «Севильский цирюльник»! И еще: «Ария Розины, музыка народная… Ой, ваша правда! Музыка Джи. Россини. Выступает тоже Бурлакова Фрося». И еще вспоминали родное, чалдонское: «Стойте, может, вам чо из громкого спеть?»

Цитировать классику, ставшую поистине родной, можно бесконечно. Но лучше ее пересмотреть, открыть для себя заново – «настоящее, старое о главном». То самое, в котором нет проходных ролей, пустых пауз, а есть душа – такая разная: ее и многострадальной на Руси зовут, и разудалой. Народной, получается.

Кому аплодировали зрители, когда на экране шли кадры из фильмов «Они сражались за Родину» и «Приходите завтра»? Вопрос, полагаю, риторический. Аплодировали все, как когда-то говорилось, «в едином порыве» – оказывается, и в наше непростое, более виртуальное, чем реальное, время, такое возможно. Благодаря Фросе – Савиновой, Лопахину – Шукшину – причем не экранным образам или артистам, их создавшим, а родным людям, прожившим жизни на экране. Благодаря кинематографу.

Светлана АЛЕКСАНДРОВА, Евгений НАЛИМОВ

 
Фоторепортаж