В Барнауле завершается краевой конкурс «Учитель года Алтая-2016»

11:00, 24 марта 2016г, Образование 2521


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Вечером в концертном зале Алтайского государственного института культуры объявят имя абсолютного победителя, который будет представлять наш край на всероссийском конкурсе.

А во вторник корреспонденты «АП» побывали на главном конкурсном испытании – открытых уроках, которые вновь проходили на базе барнаульской гимназии № 42. Здешних детей давно уже не удивить ни фотосессиями, ни телекамерами во время урока. Но их смогли удивить некоторые педагоги-конкурсанты. Первоклассники в этот день изучали земноводных и пресмыкающихся, семиклассники на уроке физики говорили о воздухоплавании, восьмой класс на географии обобщал тему «Хозяйство», а девятиклассники на уроке литературы читали грустный рассказ Чехова (да так, что дети и члены жюри вышли из класса с улыбками).

Отвлеклись на скалодром

Развитие критического мышления – главная задача учителя математики Яны Шевченко из барнаульской школы № 84. В этом контексте прошел и ее урок в пятом классе, посвященный непростой теме деления на десятичную дробь. Детям пришлось много считать в уме, а учительница активно пользовалась интерактивной доской – словом, урок выглядел очень современно. Ближе к концу занятия Яна Геннадьевна напомнила, что 22 марта – Всемирный день водных ресурсов, и предложила задачку, связанную с экономией воды: «Чистка зубов в среднем занимает полторы минуты, за это время вода может наполнить ведро емкостью 9,5 литра. Но если использовать стакан, то тратится всего 0,2 литра. Сколько будет истрачено воды за год и во сколько раз будут отличаться результаты?»

Выход на социально значимые явления и попытка связать свой предмет с обыденной жизнью – распространенный учительский прием на этом конкурсе, но не всегда он выглядит так органично. Во всяком случае, члены жюри из любопытства тоже стали считать в своих блокнотах и пришли к тревожным выводам.

– Мои ожидания от «Учителя года Алтая» пока целиком оправдываются, – рассказала нам после урока Яна Шевченко. – Для меня важен не соревновательный момент, а общение и обмен опытом с коллегами. И с конкурсантами, которые приехали со всех уголков нашего края, и с бывшими участниками, которые теперь являются нашими кураторами и болельщиками, а также бесценными советчиками.

Как выяснилось, барнаульские учителя живут вместе с остальными конкурсантами – в этом году их радушно принимает краевой педагогический лицей-интернат, где есть возможности не только для комфортного проживания, но и для развлечений. Например, в первый же вечер после конкурсных испытаний учителей почти насильно оторвали от конспектов и повели на скалодром. Довольны педагоги и тем приемом, который им оказывает 42-я гимназия, и все отмечают подготовленность и открытость детей. «Ученики замечательные – очень спокойные, открытые. На уроке я чувствовала, что они сами стараются мне помочь», – признается Яна Шевченко.

Связать науку с жизнью

Ее коллеге, тоже учителю математики, Светлане Толстовой из Мирной школы Зонального района досталась тема «Отношение двух чисел». Однако на уроке в шестом классе она успела рассказать детям про секрет лака скрипичного мастера Страдивари и формулу высокопрочной стали.

– Как раз сейчас дети начинают изучение темы «Математика вокруг нас», и мне было важно показать не только абстрактную красоту этой науки, но и ее применимость во всех областях нашей жизни. По возможности связать с величайшими открытиями человечества. А вообще, дети – мое самое яркое впечатление от урока, они контактные, доброжелательные, активные.

Конкурс для меня прежде всего общение, – продолжает Светлана Толстова. – К сожалению, в повседневной жизни нам редко удается вот так обсудить насущные вопросы. Да, здесь большая нагрузка, испытания, нервы, но общение, которое происходит за рамками этих мероприятий, нас очень сближает. Хоть мы и взрослые, все равно важно услышать, что мы работаем правильно. А если что-то делаем не так, то получить совет. За этим, наверное, и приезжаем на конкурс.

В Мирной средней школе Светлана Вячеславовна работает уже 19 лет, более того, она ее выпускница и к тому же продолжательница педагогической династии – ее родители и дедушка тоже отдали много лет этой профессии. А сегодня этот путь выбрала ее дочь – она первокурсница педагогического вуза. «Я, конечно, старалась предложить ребенку разные варианты построения будущего, но она выбрала этот, видя, что мне работа приносит истинное удовольствие», – говорит конкурсантка.

Немного другие люди

За учебное занятие на конкурсе педагоги могут получить наибольшее количество баллов, к тому же это испытание самое показательное для жюри. Ведь как бы ни был уникален учительский опыт, представленный в первый день состязания, именно обычное учебное занятие по школьной программе позволяет увидеть педагогическое мастерство.

Опытный участник основного жюри конкурса Лариса Шелковникова, доцент института повышения квалификации учителей, говорит, что педагогам по-прежнему удается ее удивить. Но при всем разнообразии современных методов и подходов, используемых учителями, главным для нее все же остается целостный смысловой стержень урока:

– Конечно, не каждый урок может затрагивать некие нравственные начала и душу ребенка, бывают ведь и занятия с чисто познавательными целями. Но любой урок должен быть гармоничен, интересен и приносить удовольствие детям, которые в свою очередь должны узнать что-то новое и выйти из класса немного другими людьми.

С урока Татьяны Вершининой, учителя литературы из барнаульской школы № 55 «немного другими» вышли, похоже, даже судьи, которые в конце занятия аплодировали педагогу вместе с учениками. Девятиклассники читали рассказ Чехова «Тоска», и педагог смогла буквально каждого вовлечь в обсуждение темы равнодушия и невозможности найти сочувствие. К тому же в своем рассуждении Татьяна Александровна опиралась на примеры из мировой живописи XX-XXI веков – уверенно чувствовать себя в этой теме ей позволяет образование культуролога.

Для учителя это первый большой конкурс, но двадцатилетний стаж и большой опыт проведения мастер-классов, признается она, сейчас здорово помогают. «Вспоминаю свой самый первый открытый урок: я держалась за парту и как только отпускала ее, у меня подкашивались ноги, я едва не падала», – смеется Татьяна Вершинина.

За помощь в подготовке конкурсного урока она очень благодарна своим ученикам из 55-й школы:

– У меня, конечно, были заготовки, и я пошла с ними к своим детям, а они смогли увидеть в тексте то, чего я не заметила. И это было настолько интересно, что я решила обязательно включить их находки в свой урок и как-то вывести на обсуждение этих тем детей, которых увижу на конкурсе впервые. Еще я обнаружила, что дети от самого рассказа заражаются тоской, заканчивать так ни в коем случае нельзя – они не должны уйти с урока с этой эмоцией. Значит, нужно найти какой-то позитив. Это важно, сегодня молодежь испытывает стресс, депрессии молодеют. И у меня получилась хорошая точка. Надеюсь, осознание того, что выход есть всегда, моим ученикам поможет в будущем!

*   *   *

В среду после третьего конкурсного испытания – воспитательной беседы с учащимися 42-й гимназии была объявлена пятерка лауреатов конкурса. Это учитель начальных классов Веселоярской школы Рубцовского района Татьяна Бугаенко, учитель русского языка и литературы барнаульской школы № 55 Татьяна Вершинина, учитель начальных классов новоалтайского лицея № 8 Светлана Немирова, учитель химии, биологии и географии Кировской школы Смоленского района Зоя Соловьева и учитель математики барнаульской гимназии № 40 Анна Худякова.

24 марта в финале им предстоит провести мастер-класс, раскрыть свое видение миссии учителя и обсудить современные тенденции развития образования в крае в рамках «круглого стола».

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж