В Барнауле завершились гастроли театра кукол «Ульгэр» из Бурятии

08:02, 23 октября 2021г, Культура 1172


В Барнауле завершились гастроли театра кукол «Ульгэр» из Бурятии Фото №1
В Барнауле завершились гастроли театра кукол «Ульгэр» из Бурятии Фото №2
В Барнауле завершились гастроли театра кукол «Ульгэр» из Бурятии Фото №3
В Барнауле завершились гастроли театра кукол «Ульгэр» из Бурятии Миниатюра №4
В Барнауле завершились гастроли театра кукол «Ульгэр» из Бурятии Миниатюра №4
В Барнауле завершились гастроли театра кукол «Ульгэр» из Бурятии Миниатюра №4

Фото Олег БОГДАНОВ

В Барнауле завершается визит Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр» – одного из самых известных и титулованных в Сибири.

Артисты из Бурятии привезли три спектакля: постановку известнейшего режиссера и педагога из Санкт-Петербурга Яны Туминой «…и звали его Домино», «Дюймовочку, или Колыбельную для мамы» Андрея Князькова, в которой используются разные виды кукол, и музыкальное представление «УЛЬГЭРSHOW».

Поскольку нынешние гастроли – обменные, то на следующей неделе уже наш краевой театр «Сказка» покажет в Улан-Удэ три своих спектакля – «Дневник ленинградской школьницы», «Денискины рассказы» и «Не ёжик» для самых маленьких.

Без кукол

Кстати, первый из спектаклей «Ульгэр» играл на основной сцене Молодёжного театра Алтая просто в силу технических возможностей этой площадки. История взросления черно-бурого лиса Домино из повести канадского писателя Сетон-Томпсона обошлась без кукол в нашем привычном понимании, но волшебства в ней хватило с избытком. Как пишут об этой работе Яны Туминой, «спектакль ищет новую форму выражения и находится на пересечении театра кукол и музыкально-драматического театра», а артисты демонстрируют завораживающую работу с предметами.

В этом пространстве «играют» ярко-оранжевые ленты с грузиками, которыми перебрасываются актеры, а зритель видит резвящихся среди холмов ловких и быстрых молодых лисиц, похожих на языки пламени. У охотников вместо ружей – бутылки и «залпы» воды, но это не мешает нам сочувствовать затравленным зверям и осознавать вечный неразрешимый конфликт между людьми и природой. В руках артистов куклой может стать ботинок, стакан или наполненный воздухом и пухом пакет – так работает театр предмета, лаконичный и символический, обращающийся напрямую к зрительскому воображению. И лишь изредка мы видим более традиционный театр теней.

На сцене, ограниченной дощатыми столами и лавками, стоящими полукругом, отплясывают зажигательные ирландские танцы красивые и счастливые жители деревни. Вообще-то, это веселые лисы, а мы на самом деле присутствуем на их свадьбе. И вот уже у милых молодоженов появились трое лисят, они резвятся и играют с колокольчиком, а нора у них – под столом. Но злой мальчишка в клетчатом костюмчике от нечего делать взорвал вход в лисью нору (опрокинул стол), и лисят не стало – всех, кроме черно-бурого малыша Домино. Вернувшиеся домой родители мучительно скребли когтями по валунам, пытаясь попасть внутрь, а потом покинули это роковое место навсегда.

Но Домино не сдался, а стал наведываться в деревню и таскать кур и гусей – так он стал личным врагом старика Бентона. Он был неуловим, как призрак, хитер, ловок и чрезвычайно успешен в охоте, пока в деревне не появилась самая злая и страшная собака на свете Гекла. Их поединком и заканчивается спектакль. Но, в отличие от автора повести, режиссер отказывается назвать нам победителя в этой битве, ведь как бы ни была зла и страшна собака, у нее тоже своя правда и действовать по-другому она не может. Об этом – вся вторая часть спектакля.

Только начало

Вообще-то, спектакль «… и звали его Домино» барнаульцы могли увидеть еще несколько лет назад на первом фестивале театров кукол «Зазеркалье». Тогда «Ульгэр» не смог приехать из-за того, что был приглашен на фестиваль «Золотая маска», – об этом рассказала директор театра «Сказка» Надежда Васильева.

– Мы очень горды тем, что этот творческий обмен все же сложился и наши коллеги приехали, – сказала Надежда Геннадьевна. – Слава этих ярких самобытных артистов идет впереди коллектива, и мы имеем возможность в течение недели получать наслаждение от их спектаклей. Театр «Ульгэр» – единственный в Бурятии для детей и юношества, который имеет четыре национальные премии «Золотая маска».

«Ульгэр» существует с 1967 года. По словам художественного руководителя Эрдэни Жалцанова, сегодня он расширяет свой репертуар не только классикой, но и спектаклями этнического плана – историями народов, населяющих Сибирь и Дальний Восток. В том числе постановками на темы бурятского языка и культуры. К сожалению, ни один такой спектакль на эти гастроли не взяли, но руководители выразили надежду, что нынешние обменные визиты лишь начало долгих отношений двух театров. А бурятский театр к тому же получил приглашение на следующий фестиваль «Зазеркалье», который должен пройти в сентябре 2022 года.

«…и звали его Домино» поначалу был студенческой работой монгольской студии Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ – бывший ЛГИТМиК). Несколько выпускников этой студии сейчас работают в театре «Ульгэр», и из студенческой постановки решили сделать полноценный спектакль, в Улан-Удэ приехала режиссер Яна Тумина, а к работе подключились остальные актеры.

В поисках атмосферы

– Яна Тумина была нашим педагогом по актерскому мастерству в академии театрального искусства, и когда она приехала на постановку в театр, у нас уже был диалог, – говорит актер Дымбрыл Улзутуев. – Работать с ней, конечно, большое удовольствие, она многогранный человек. В процессе подготовки спектакля она ищет образы и атмосферу, это очень ценно для актера.

А актриса Эржена Дагбаева рассказала, что работа с прославленным режиссером – это постоянный поиск: «Не то что тебе пришли и поставили спектакль, нет, нужно участвовать в процессе. Яна Марковна дает домашние задания, и временами рядом со своим мастером чувствуешь себя не как состоявшийся артист, а как студент. И это приятное ощущение».

– Приезды педагогов дисциплинируют актеров, – замечает Эрдэни Жалцанов. – Уж сколько лет прошло со дня выпуска, 19? И им снова приходится держать себя в форме. Ощущение новизны выхода на сцену – я думаю, это очень правильно.

Справка

Программа «Большие гастроли» создана в 2014 году Министерством культуры России. Сегодня это самый масштабный гастрольный проект России, охватывающий все 85 регионов, а также русскоязычные театры ближнего зарубежья. В 2019 году, до пандемии, в детско-юношеском направлении проекта приняли участие 105 театров страны.

Фоторепортаж