В Михайловском районе знают, как удержать в профессии молодого учителя

06:43, 10 июля 2019г, Образование 1459


1
1

В Михайловском районе знают, как удержать в профессии молодого учителя: найти ему единомышленников и наставников. Согласно легенде, Христофор Колумб придумал, как поставить яйцо на стол без дополнительных приспособлений. Колумбовым яйцом называют головоломку-конструктор, в которой фигуру яйца нужно составить из нескольких элементов разной формы. С недавних пор колумбово яйцо еще и символ проекта, который способствует закреплению молодых педагогов и в самой профессии, и на вполне конкретных рабочих местах.

Грант в помощь

Среди победителей очередного конкурса Фонда президентских грантов – автономная некоммерческая организация «Профессиональная лига «Мобильный педагог» с проектом муниципального педагогического инкубатора.

Проект, который выиграл грант почти в полмиллиона рублей, поможет тиражировать опыт Михайловского лицея по работе с молодыми педагогами и применять его в других муниципалитетах края.

Михайловский плюс два

Идея проекта принадлежит педагогам Михайловского лицея. В начале 2018 года лицей с проектом «Муниципальный педагогический инкубатор» вошел в реестр региональных инновационных площадок (РИП) и получил статус такой площадки.

– Нам стало интересно, что представляет муниципальный педагогический инкубатор, и мы посетили мероприятия этой инновационной площадки, – рассказывает Юлия Мамчур, консультант проекта, начальник отдела инновационного проектирования АКИПКРО. – Там как раз проходили первые занятия по формированию навыков XXI века – так называемых 4К: креативность, командная работа, коммуникация, критическое мышление. Было видно, что есть сложившаяся система: сформулирована тема, поставлены задачи, определены индикаторы. Активность молодых педагогов была высокой.

В течение года работы инкубатора мы увидели, что этот проект, возможно, будет интересен другим школам. Мы представили этот проект «мобильным» педагогам и обсудили его, стало ясно: его можно развивать, этот опыт нужно распространить на другие муниципалитеты.

Средства гранта планируют использовать в двух направлениях: на продолжение работы инкубатора на базе Михайловского лицея и на открытие двух муниципальных педагогических инкубаторов на базе Прутской школы и новоалтайского лицея № 8. Отметим, что инкубаторы готовы «взращивать» молодых педагогов не только отдельной школы, но и всего муниципалитета (потому инкубатор и муниципальный).

– На примере Михайловского района мы хотим посмотреть, насколько может совершенствоваться данная модель, – говорит Юлия Мамчур. – В Прутской школе (директор – Лидия Переверзева) и лицее № 8 (директор – Наталья Ерохина) есть молодые педагоги – это главное, – которые активно участвуют в деятельности школы и представляют ее опыт. Кроме того, в этих муниципалитетах активны «мобильные» педагоги, которые в свою очередь могли бы стать наставниками в рамках этого проекта.

Как пояснила Юлия Мамчур, инициаторы хотят повысить интерес педагогов к своей работе, их мотивацию, способствовать их закреплению на рабочем месте, создать ситуацию успешности, показать возможности профессионального роста.

«Инкубационный период»

Татьяна Кириллова, руководитель педагогического инкубатора, учитель информатики и ИКТ Михайловского лицея, сама из тех «мобильных» педагогов, которые как заведенные ездят по Алтайскому краю и в другие регионы, чтобы рассказать о своем опыте и научиться чему-либо новому.

В муниципалитетах, по словам Татьяны, существуют объединения молодых педагогов, но они, как правило, не имеют постоянной площадки для проведения мероприятий и регулярной, своевременной поддержки опытных коллег. Если привлечь к решению этой задачи ресурсы всего муниципалитета – других учреждений образования и педагогов района, то головоломка «Помочь молодому педагогу» сложится как колумбово яйцо.

Сейчас в муниципальном педагогическом инкубаторе около 40 резидентов. Это педагоги до 35 лет. На «входе» в инкубатор они проходят диагностику – у молодых учителей выясняют, какие трудности в работе возникают, какой дефицит знаний и навыков они испытывают. Далее определяют профессиональный уровень, составляют программу индивидуального сопровождения и назначают ему наставника или наставников, которые могут меняться в зависимости от запросов молодого учителя.

– К примеру, ему нужна помощь в составлении методических планов или в формировании рабочей программы – наставник сводит его с опытным педагогом-предметником. Есть проблемы с оформлением мер социальной поддержки – тьютор направляет к специалистам служб, занимающихся решением этих вопросов, – поясняет Татьяна Кириллова. – Сегодня в инкубаторе около 20 наставников.

«Инкубационный период» одного педагога не ограничен: он может длиться до тех пор, пока учитель нуждается в помощи наставников.

Результаты первого года работы муниципального педагогического инкубатора – успехи молодых учителей Михайловского района.

В 2018 году учителя Михайловского лицея Татьяна Жильникова и Евгения Пацан стали победителями первого сезона краевых педагогических игр. Победа дала возможность Евгении Пацан представить свой проект на краевом молодёжном форуме «Алтай. Точки Роста», где он занял третье место в номинации «Лучший бизнес-проект». В 2019 году Евгения вышла в финал краевого конкурса профессионального мастерства среди молодых педагогов «Педагогический дебют» – первый в истории Михайловского района лауреат краевого конкурса для учителей. Евгения Пацан и ее наставник Татьяна Кириллова признаны лучшими в краевом конкурсе наставнических пар среди работников образования Алтайского края.

В педагогическом инкубаторе проявляют себя молодые специалисты небольших сельских школ. Абсолютным победителем второго сезона краевых педагогических игр стала Мария Мицкая, молодой педагог из Ащегульской средней школы.

Алевтина ДЕГТЯРЕВА

Справка

АНО «Профессиональная лига «Мобильный педагог» – организация, созданная в результате реализации проекта «Мобильный педагог», который был инициирован отделом инновационного проектирования Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования в 2016 году. Проект объединил педагогов края, обладающих интересным опытом, авторскими разработками, сейчас насчитывается 146 «мобильников». Цель проекта – распространение передового педагогического опыта, профессиональное общение, поддержка педагогов удаленных от краевого центра и городов школ.

 
РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж