В Музкомедии состоялась премьера оперетты «Баядера»

18:10, 21 апреля 2016г, Культура 2608


1
1

В театре музыкальной комедии состоялась премьера оперетты Имре Кальмана «Баядера» – очередной дорогостоящей постановки в рамках проекта «Легендарная классика». И вновь на премьерных показах спектакля на сцену вышел приглашенный солист театра «Московская оперетта» – на сей раз молодой баритон Павел Иванов, исполнивший роль таинственного индийского принца Раджами.

В театре это сотрудничество называют настоящей удачей: артист плотно занят в спектаклях столичного репертуара. В оставшихся спектаклях сезона партию Раджами исполнит солист музкомедии Михаил Лямин.

Вместо наивной истории любви артистки и принца зрители получили почти детективную интригу, щедро приправленную восточным колоритом. Ее, правда, затмевают комические похождения персонажей второго плана. Но остальные непременные составляющие оперетты Кальмана никуда не делись: сказочный Париж с мерцающим вдали силуэтом Эйфелевой башни, пленительные дуэты, впечатляющие костюмы и индийские лотосы буквально повсюду.

Настоящий детектив

И первое, что хочется отметить в новом спектакле Константина Яковлева, – сценическое оформление. Художником-постановщиком на сей раз стала Алёна Муравьева, более 10 лет являющаяся главным художником Государственного казахстанского музыкально-драматического театра им. Абая (г. Семипалатинск). «Баядера» – ее первая постановка в Алтайском крае, и в нашем театре ее художественным видением остались довольны. Художнице действительно удался пестрый маленький Париж начала прошлого века – очень условный, открыточный и именно потому парадоксальным образом правдоподобный: фонарики, вывески, афиши и дверцы в стиле модерн. О том, что постановка действительно не из дешевых, говорит буквально все: количество и качество исполнения костюмов основных персонажей, наряды артистов балета и хора и то внимание, которое было уделено мельчайшим деталям.

Вообще-то, сюжет оперетты Кальмана очень прост: индийский принц Раджами приезжает в Париж, где влюбляется в примадонну варьете Одетту Доримонд, которая по вечерам выходит на сцену в образе баядеры – восточной танцовщицы. И само присутствие принца на вечерних представлениях становится для театра варьете громкой рекламой. Однако счастью влюбленных мешают сословные предрассудки – принц может жениться только на принцессе из своей страны. И чтобы не быть ему помехой, Одетта отрекается от своего чувства в сцене помолвки, объявляя, что все это было лишь игрой, спектаклем, чтобы повеселить гостей. Но в финале уже индийский гость отказывается от титула ради счастья с любимой.

Так вот, в постановке Константина Яковлева этот простенький сюжет как следует усложнен. И уже перед антрактом мы понимаем, что с красавцем принцем не все (хотя основную интригу все-таки не станем раскрывать). Главная героиня – ее по очереди играют заслуженная артистка России Виктория Гальцева и Юлия Башкатова – становится заложницей сложной игры, затеянной директором театра и его конкурентом. Это даже не игра, а жестокое пари, предметом которого становятся чувства артистки, ее будущее в театре и, как следствие, успех предстоящих заграничных гастролей. Сам образ Одетты – скромной, замкнутой, совсем непохожей на других звезд, остался без изменений, так что их с Раджами разрыв продиктован уже не ее желанием избавить любимого от проблем, а разрушенным доверием. И все же по законам жанра после непродолжительных метаний и страданий влюбленные непременно воссоединятся и исполнят нежный дуэт.

«Если вы хотите быть современны»

Драматические переживания главных героев непременно уравновешиваются комическими похождениями второстепенных – в «Баядере» это история парижанки Мариэтты, ее мужа-фабриканта (и подкаблучника) Луи-Филиппа и «сердечного друга» Наполеона Сен-Клош. И совершенно очевидно, что режиссеру Константину Яковлеву гораздо интереснее наблюдать именно за этой шумной и смешной троицей в нарочито безвкусных нарядах (яркие фраки, вычурные шляпки, оборки и перья!). Мариэтта Ирины Басмановой навьючивает покорного супруга покупками, ежевечерне тащит в театр (разумеется, она обожает варьете и сама мечтает стать артисткой!), а в качестве символического поводка использует свой кокетливый ридикюль, навешивая на мужнину шею. Шоколадный магнат Луи-Филипп (заслуженный артист России Дмитрий Иванов), когда-то страстно влюбленный в Мариэтту, по инерции зовет ее мышкой, а сам ждет лишь возможности улизнуть от нее в театральный буфет.

Неудивительно, что у него быстро появляется удачливый соперник – франтоватый Наполеон Сен-Клош в исполнении Арсена Митичашвили. Участники этого треугольника поменяются ролями дважды. Сначала покорный супруг вырвется на волю и уедет в дальние края, и вот уже «сердечный друг» больше не порхает бабочкой вокруг энергичной Мариэтты, а тащится с ней театр. А в конце соскучившиеся супруги воссоединятся, исполнив известный дуэт «Если вы хотите быть современны» в ритме шимми, популярного в 1920 годы. Да, на фоне этих кипящих страстей беззащитная Одетта и ее таинственный принц выглядят как два изящных белых лебедя, но об их терзаниях зрители каждый раз успевают немного позабыть.

Фоторепортаж