В одной тональности

10:00, 14 января 2018г, Культура 1866


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

«Играющий дуэт» Башмаковых, супружеский, музыкальный, педагогический, в Камне-на-Оби известен уже третьему поколению детей и родителей. Имена воспитанников Натальи Викторовны и Михаила Павловича, педагогов Каменской детской музыкальной школы № 1, мы часто видим в числе победителей краевых и всероссийских конкурсов.

Не бросайте «музыкалку»!

Светленький вихрастый первоклассник даже не заметил нашего появления, так старался совладать с непослушными пальцами и мехами, которые едва растянешь. Ох, нелегко дается первая в жизни начинающего баяниста простенькая до-мажорная пьеска «Как под горкой, под горой». Пройдет еще немало времени, и появятся обязательно техника, эмоции, собственный исполнительский стиль, как это случилось с Даниилом Зыковым и Кириллом Костроминым, например. Парни занимаются музыкой не первый год и уже вовсю «лихачат», «жонглируют» синкопами, импровизируют легко, радостно, так, что залюбуешься и заслушаешься их игрой.

Несколько лет назад мне довелось побеседовать с известным аккордеонистом Петром Дрангой. Он рассказывал, как с шестилетнего возраста в его жизни была только музыка. Учителем мальчика стал отец, Юрий Дранга, профессор знаменитой Гнесинки. Маленький Петя даже обижался на родителей, считая, что они лишают его детства. Но время прошло, растаяла обида, на ее месте проросла благодарность. Сейчас он не мыслит себя без музыки.

Подобные истории много раз видела на своем веку педагог по классу аккордеона Наталья Башмакова.

– Знакомый сюжет, – улыбается Наталья Викторовна. – У нас с мужем в детстве было то же самое. Это теперь мы знаем, что родители правильно с нами поступили. Осознание музыки как явления очень гармоничного природе человека приходит к детям не сразу. Здесь главные наши помощники и действующие лица – родители. Честь им и хвала, если сумели они привить ребенку интерес к занятиям. Насилия в этом нет, есть целеустремленность. Иногда я не могу удержаться и говорю своему взрослому уже выпускнику, избравшему музыку своей профессией: «Вспомни, как маленьким ты пытался бросить музыкальную школу…»

Кропотливейшая из наук

Авторские методики Башмаковых удивительны уже хотя бы тем, что идут вразрез, не согласуются с расхожим мифом о неспособности нынешних гиперактивных детей к длительным занятиям, оттачиванию техники исполнения урок за уроком, год за годом. На каждом отчетном концерте ДМШ выступают все новые и новые воспитанники талантливого педагогического тандема. Удивляются даже коллеги. Меж тем тайны Башмаковых просты как гаммы, усердно разыгрываемые ребятишками-новичками: 

– Музыка – это, пожалуй, кропотливейшая из наук. Детский интерес возникает, если ребенок понимает, что партия ему по силам. А потом можно и усложнять…

Педагоги знают, что говорят. Наталья – трижды лауреат международных конкурсов, концертмейстер, автор учебных пособий по классическому танцу. Михаил, педагог по классу баяна, подготовил и выпустил несколько авторских сборников и учебников игры на музыкальном инструменте для дуэтов, трио, квартетов, ансамблей. Так, в один из последних, «Послушные нотки», включены известные пьесы для баяна и аккордеона в переложении, упрощенные их версии. Это и есть дорога от простого к сложным канонам. Есть у Михаила Павловича и еще одна хитрость. В трио, скажем, он включает учеников разных исполнительских уровней. Очень быстро в сыгранной группе все подтягиваются до самого высокого.

Супруги вырастили сына и дочь. Константину сейчас 35, ученик своего отца, он выигрывал краевой конкурс «Юное дарование Алтая». Выбрал профессию  инженера-электронщика,  но с музыкой не расстается. Как, впрочем, и его сестра Екатерина, профессиональная художница.

Сами Башмаковы называют себя многодетными, так как считают своими детьми и состоявшихся в жизни учеников, среди которых Павел Елизаров,  Никита Сбитнев, Максим Гуторов, Дмитрий Рассказов, Антон Митченко, парень с удивительной судьбой. В музыкальной школе он освоил параллельно аккордеон и баян, а потом… поступил в один из вузов Томска на весьма далекий от музыки энергетический факультет. Честно выдержал без музыки два года, а потом забрал документы. Сейчас Антон учится в музыкальном колледже в классе преподавателя Владимира Шейна.

«Сами мы не местные»

«Сильно за тридцать» – так собеседники «АП» говорят о стаже своего семейно-профессионального тандема. Поженились в 1981 году, в Камне-на-Оби живут и работают с 1985-го.

Ничего случайного не бывает. Наших героев с детства окружала музыка. Отец Натальи Виктор Николаевич Козырев – самоучка, играющий на многих инструментах, «золотой голос», обладатель большой коллекции грампластинок. Именно с них девочка подбирала на слух первые свои мелодии. Мама Алиса Андреевна Соболева работала в так называемой «девятке», одной из «закрытых структур» Красноярска. Как-то родители по путевке поехали в дом отдыха «Жемчужина Сибири», с собой взяли Наташу и аккордеон.

В огромной столовой на 500 человек шел конкурс на самый поющий столик. Наяривал баянист, было весело. И тут Виктор Николаевич, «страшный меломан», как отрекомендовала Наталья Викторовна своего отца, попросил дочь подыграть. Девочка подумала, что это шутка, но он уже нес инструмент. «Папа всю жизнь устраивает мне подобные встряски», – говорит собеседница. Конечно, столик, за которым сидела семья красноярских меломанов, оказался лучшим, а их дочь стала звездой заезда. Спустя годы, когда Наташа будет держать вступительные экзамены в Красноярское училище искусств, он, затаив дыхание в ожидании результатов прослушивания, простоит под дверью пять часов кряду.

Михаил вырос в казахстанском Кентау, шахтерском городе, основанном на месторождении цветных металлов. Как и многие его жители, глава семьи работал на руднике, мама, медработник, очень хорошо пела. Самое яркое воспоминание Михаила Павловича из раннего детства – игрушечная гармошечка. Когда она потерялась, печали малыша не было конца. Мама, заметив интерес сына к музыке, отвела его в музыкальную школу. После ее окончания юноша отправился в Красноярск, судьбоносный для него, как показала жизнь. 

Михаил учился на четвертом курсе Красноярского училища искусств, того самого, которое окончил и Дмитрий Хворостовский, когда туда же поступила Наталья. Она видела его каждый день, но внимание было нулевым. Уже потом, когда ее суженый служил в армии и приехал к друзьям в краткосрочный отпуск, в общей компании они словно впервые увидели друг друга. Это была красивая лав-стори, чистая и чуть старомодная, с нежными письмами, которые и сейчас хранятся в семейном архиве.

Наталье тогда пришлось выбирать. Замужество она предпочла учебе в консерватории и большой сцене. Выбор оказался верным. «Мы нашли друг друга и характерами сошлись, это оказалось важнее всего. Как говорят, два сапога пара, и фамилия у нас подходящая», – смеются супруги.

Про то, что есть на свете город Камень-на-Оби, в котором музыкальная жизнь бьет ключом, молодожены, жившие на тот момент в Кентау, узнали от родителей Натальи. В начале 80-х они перебрались из Красноярска на Алтай.  Преподавательская работа для четы музыкантов здесь нашлась сразу же. 

С тех пор не скучно им вместе, дома и на работе. Вдвоем проще и быстрее генерировать новые яркие идеи. Но чем быстрее несутся годы, тем более жаль становится ускользающего времени, которого так не хватает на реализацию всего задуманного. На прощание Башмаковы попросили: «Только не пишите, что музыка – дело всей нашей жизни. Она и есть жизнь».

Фоторепортаж
Блоги