В онлайн – со шваброй. Алтайские торговцы жалуются на технические проблемы с кассами

13:28, 17 июля 2018г, Экономика 980


1
1

Большая часть тех алтайских предпринимателей, кому положено было установить новую контрольно-кассовую технику (ККТ), сделали это. Однако торговцы жалуются на технические проблемы, которые у них возникают при внедрении онлайн-касс. Налоговики же говорят, что поблажек, как в прошлом году, ждать не стоит.

Поблажек не будет

Перевод предпринимателей на ККТ, которые могут передавать информацию о расчетах в электронном виде налоговикам, начался еще в позапрошлом году. До 1 июля 2017 года кассовые аппараты нового образца зарегистрировали налогоплательщики, у которых и раньше была обязанность применять кассы. Переход прошел с грехом пополам, потому что производители касс вовремя не обеспечили ими всех желающих. Минфину пришлось выпустить письмо, запрещающее налоговикам штрафовать тех, кто заплатил за кассу, но не получил ее к сроку.

С 1 июля этого года ККТ должны приобрести те, кто раньше ими не пользовался. Это в основном индивидуальные предприниматели с наемными работниками и уплачивающие вмененный налог либо патент, а также организации на ЕНВД в сфере торговли и общепита.

В Алтайском крае за два этапа реформы без малого 21 тысяча налогоплательщиков зарегистрировала 35 582 кассовых аппарата. Это на 88% больше, чем было касс на 1 ноября 2016 года. За это время число налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с применением ККТ, увеличилось в 2,5 раза. То есть 12,5 тысячи предпринимателей вынуждены были купить набор техники, выложив за это немалые деньги. Правда, закон предусматривает для них налоговый вычет 18 тыс. рублей на каждую кассу.

«Мы считаем второй этап реформы законченным, – сообщил руководитель УФНС по Алтайскому краю Юрий Куриленко во время общественных слушаний, посвященным внедрению онлайн-касс. – По оценкам управления, 87 – 89% тех, кто должен был встать на учет до 1 июля 2018 года, сделали это. Остальные нарушают закон, занимаются недобросовестной конкуренцией. Мы проведем анализ, отсеяв тех, кто закрыл бизнес или сократил торговые точки. И тех, кто необоснованно не установил аппараты, ждут проверки, предупреждения, а затем штрафы (10 тыс. руб. – для ИП и 30 тыс. руб. – для организаций). Более того, поскольку мы стоим перед третьим этапом, государство просто обязано продемонстрировать твердость. И нас заставят работать, хотим мы этого или не хотим».

Затраты и проблемы

Уполномоченный по защите прав предпринимателей края Павел Нестеров констатирует, что цифровые технологии прочно входят в экономику страны. Электронная подпись позволяет работать с налоговиками дистанционно, исключив кипы документов и длинные очереди, упростив жизнь и госслужащим, и предпринимателям. В то же время массовое внедрение различных электронных систем государственного учета и отчетности для бизнеса в 2015 – 2017 годах обернулось дополнительными затратами и проблемами. Это не только онлайн-кассы, но и система «Меркурий», контролирующая оборот продукции животного происхождения, ЕГАИС, отслеживающая рынок алкоголя, «Платон», надзирающая за дальнобойщиками.

«Не секрет, что большинство предпринимателей не были готовы морально и материально к введению ККТ, – сказал Павел Нестеров в ходе общественных слушаний. – Во время первого этапа реформы в прошлом году не хватало новых касс, особенно фискальных накопителей. В мой адрес за последние два года поступило большое количество обращений от бизнесменов края. Чтобы снять острые вопросы, мы провели во всех районах семинары с предпринимателями, на которых были представители налоговой службы и других контролирующих органов. Сельский бизнес пока еще воспринимает новые правила как серьезную проблему. Предприниматели, начавшие процесс перехода на новую технику, отмечают, что их беспокоят проблемы не правового, а технического характера».

Бизнес-омбудсмен привел несколько примеров. До 1 июля различные компании неоднократно на семинарах нахваливали предпринимателям определенный вид онлайн-касс. На поверку эта техника оказывалась значительно дороже, а аппараты не работали как надо. Товарные остатки несанкционированно удалялись, возникала проблема обмена информацией с сервером. При неоднократном обращении к сервисной службе ответа не было, там переадресовывали к изготовителю. Для более удобной работы сервисная компания предлагала покупать приложение, за которое нужно ежемесячно вносить плату. Но если ее просрочил, то все товарные остатки аннулируются. В итоге, промучившись два месяца, предприниматель стал использовать аппарат как обычную кассу.

На двух других видах касс очень неудобное меню. Прежде чем отбить чек, нужно сделать большое количество операций. На это уходит много времени, клиенты не хотят ждать. Чеки выходят длинные, ленту приходится менять часто.

С другого района пишут, что высокая стоимость оборудования является основной проблемой для перехода на ККТ нового образца. Настройка, подключение оборудования к сети Интернет, интеграция с программным обеспечением, обучение персонала – всё это стоит немалых денег. Общие затраты перехода на онлайн-кассу составляют 150 – 200 тысяч рублей.

Предприниматели жалуются, что в продаже присутствуют фискальные накопители на 13 месяцев, а более экономичные приборы на 36 месяцев до сих пор в дефиците.

В районах не хватает специалистов для оперативного устранения проблем с программным обеспечением, а по удаленной связи не всегда удается их решить. На многих предприятиях касса одна, поэтому приходится останавливать расчеты и везти оборудование в сервисный центр, который находится в Барнауле. Все дополнительные издержки отражаются на конечной цене товара на прилавке.

В селах почти каждую неделю без уведомления отключают электроэнергию. Это и так срывало работу магазинов, а теперь добавило головной боли по поводу стабильной работы онлайн-касс. Помощи ждать неоткуда, ответы на вопросы невозможно получить. Продавцы касс при обращении к ним предпринимателей в случае нестабильной работы оборудования отказываются консультировать, ссылаясь на большую загруженность, а часто просто некомпетентны.

В отдаленных селах предприниматели для работы в системе ЕГАИС, чтобы поймать Интернет, пользуются подручными средствами. На швабру или длинную палку привязывают проволоку в качестве антенны. Техничка выходит на улицу, а кассир кричит и корректирует, в какую сторону двигать швабру, чтобы наладить связь. Это весело, если бы не было так грустно.

Павел Нестеров напомнил, что на федеральном уровне создан штаб, который рассматривает технические проблемы реформы, корректирует нормативно-правовую базу. В регионе организована подобная оперативная рабочая группа. Тем, кто предпринял все меры, чтобы установить онлайн-кассы, но сбой произошел не по их вине, бизнес-омбудсмен советует обращаться и в УФНС, и в Общественный совет при ведомстве. «Поможем, чем сможем», – пообещал он.

Справка

В Алтайском крае 636 труднодоступных населенных пунктов, в которых предприниматели вправе не применять ККТ, но обязаны выдавать бланки строгой отчетности при продаже товара. Из сел, попавших в перечень отдаленных территорий, можно не передавать информацию с касс в онлайн-режиме. То есть закон в полной мере касается только 23 населенных пунктов края, в которых живет более 10 тысяч человек.

Фоторепортаж