Товарооборот с Казахстаном составляет около трети от всего внешнеторгового оборота Алтайского края

17:54, 20 января 2022г, Общество 1262


Товарооборот с Казахстаном составляет около трети от всего внешнеторгового оборота Алтайского края Фото №1

19 января в Казахстане сняли режим ЧС. И это очень важно для тех, кто ведет внешнеторговую деятельность с пограничным государством. В связи с обострением обстановки в Казахстане возникли перебои с поставками грузовым автотранспортом продукции алтайских производителей.

Что везем

По данным Сибирского таможенного управления, за 11 месяцев 2021 года в Казахстан из региона отправили продукции на 370 млн долларов. Мы довольно активно торгуем с приграничным государством. Товарооборот Алтайского края с Казахстаном составляет около трети от всего внешнеторгового оборота региона.

В Казахстан из Алтайского края традиционно доставляют продукты, оборудование, товары народного потребления, одежду.

Весомая доля, по данным Алтайпищепрома, принадлежит продукции аграрного сектора и пищевой перерабатывающей промышленности.

Казахстан закупает у нас пшеницу, соевые бобы, корма для животных, пищевые продукты, пиво. За 10 месяцев прошлого года соседям отгрузили 372,2 тыс. тонн продовольствия на 67,1 млн долларов. По сравнению с прошлым годом товарооборот с этим государством увеличился в 1,6 раза.

Транспортники опасаются

Дополнительных мер во время инцидента в соседнем государстве пограничники не принимали. Грузовой транспорт мог пересекать границу Алтайского края как обычно и в новогодние праздники, и после них. Правда, фур в дни ЧС в Казахстане стало уходить из нашего края раза в два меньше. Местные транспортные компании опасались, что могут не довезти товар до места назначения.

По словам директора транспортной компании ООО «Форсаж» Алексея Аверьянова, в связи со сложившейся ситуацией в Казахстане фуры, которые направлялись в пограничное государство, транспортники вынуждены были развернуть обратно. 

– Мы боялись рисковать грузом: нам же отвечать перед клиентами. В режиме ожидания мы находимся с 3 января по сей день. Товары, которые задержались на территории Казахстана, встали на платные стоянки для сохранности. Как урегулируются все вопросы, так поедем. Пока, судя по отзывам наших партнеров, случаются проблемы с заправкой грузовиков, ждем улучшения ситуации. Своим клиентам, конечно, если они не пожелают взять риски с доставкой груза на себя, мы рекомендуем переждать. Наши грузы должны были направляться в Алма-Ату, в Киргизию через Казахстан. По телевизору все видели, как повстанцы жгут грузовики. Конечно, все стороны несут убытки. Но в первую очередь ощутят потери заказчики в Казахстане, – отметил руководитель транспортной компании.

Предприниматель из Бийского района рассказал, что отправляет груз с крупой, произведенной на своем предприятии, двумя путями. Самостоятельно в Казахстан и Киргизию – по железной дороге. Часть товара закупает крупная фирма, у нее забирают товар фурами покупатели из Казахстана и Киргизии. Он отметил, что во время народных волнений поставок не было, поскольку они пришлись на новогодние каникулы, когда все отдыхали, а сейчас поставки идут беспрепятственно.

По железной дороге

Но если доставка грузов в Казахстан автотранспортом была затруднена, то отгрузка по железной дороге, по официальным данным,  шла и идет в обычном режиме. Правда,  не все предприятия готовы это подтвердить. У некоторых еще до начала волнений возникли проблемы с транзитными поставками через Казахстан.

По словам начальника отдела реализации АО «Коротоякский элеватор» Максима Коопа, проблемы с поставкой муки вагонами в Афганистан через Казахстан начались в декабре. До этого они проходили успешно.

– Мы выиграли тендер ООН на поставку в Афганистан 2 тыс. тонн муки. Через Туркмению и дальше до Афганистана состав идет без проблем, все согласовывается оперативно. Требуется только пересечь Казахстан, поэтому каждый раз нужно отправлять туда телеграмму через Москву, чтобы получить разрешение на перевозку муки. До декабря мы поставляли груз без сбоев. Сейчас уже два месяца нам не дают добро на вывоз продовольствия через Казахстан.

Контракт у нас непростой, поэтому срыв сроков поставок грозит нам огромными штрафами. Но мы надеемся, что отгрузку муки все же согласуют. И мы поможем народу Афганистана, – сказал Максим Кооп.

Трудности с транзитными перевозками возникают несмотря на то, что железнодорожный тариф на провоз грузов через Казахстан в шесть раз выше того, что действует на перевозки внутри страны.

– Возможно, одна из причин торможения поставок – отсутствие желания пропускать готовую продукцию через свою страну. Казахстану интереснее купить у нас зерно, а затем самим произвести муку и продать, – предполагает начальник отдела реализации алтайского предприятия.

Жизнь налаживается

По словам одного из жителей Астаны, сейчас Казахстан возвращается к прежней жизни. Восстановлена сотовая связь. Во время волнений связь появлялась на два часа в течение суток. Возобновили работу автозаправки, магазины, банки. Газ и бензин теперь  даже дешевле, чем был до резкого скачка цен, спровоцировавшего народные волнения. Государство поддержало дотациями сельское хозяйство и пищевую промышленность, чтобы удержать рост цен на хлеб и другие социально значимые продукты.

О минувших событиях в стране напоминают только пятнадцатикилометровые пробки на въезде в Астану. Транспорт проверяют с особой тщательностью, видимо опасаясь повтора волнений.

По нашим данным, первые фуры с товаром из края начали выезжать в Казахстан уже с 17 января. Будем надеяться, что товарооборот между двумя странами постепенно восстановится в прежнем объеме.

Фоторепортаж