В рубцовской гимназии из-за недостатка финансирования ликвидируется музыкальное отделение

16:30, 24 мая 2016г, Образование 1394


1
1

В рубцовской гимназии больше не будут учить игре на музыкальных инструментах. Эта весть для преподавателей музыки гимназии № 3, воспитанников и их родителей была как гром среди ясного неба. Из-за недостатка финансирования ликвидируется музыкальное отделение, существовавшее 30 лет, с момента открытия школы.

Это сейчас у каждой школы своя изюминка, а тогда подобных было всего две: шестая с физико-математическим уклоном и третья с художественно-эстетическим. Учащиеся третьей школы, а впоследствии гимназии, могли получать музыкальное образование не в специализированных школах, а здесь же, непосредственно после основных уроков, причем бесплатно. Прежний директор учебного заведения Иван Хоружев и первый руководитель отделения Галина Скрябина в своем детище души не чаяли. Ребятишки с удовольствием посещали занятия и показывали неплохие результаты на различных конкурсах.

Основная цель отделения была и есть дать художественно-эстетическое воспитание возможно большему количеству учащихся, научить их владеть музыкальным инструментом. На дополнительных уроках гимназисты осваивают игру на фортепиано, скрипке, домре, балалайке, гитаре. Они также могут выбрать занятия вокалом, аккомпанементом, в ансамбле, студии компьютерной музыки. Есть даже такой редкий предмет, как импровизация. Ведется и предпрофессиональная подготовка юных дарований, хоть это и не ставится во главу угла, как в музыкальных школах.

Первый звонок

В 2010 году в связи с изменениями в законе об образовании финансирование в области общеобразовательных дисциплин легло на краевой бюджет, а дополнительных услуг – на местный. Гимназия получила лицензию на право осуществлять дополнительное образование художественно-эстетической направленности.

Тогда и прозвенел первый тревожный звонок. Отделение (будем ради ясности называть его по-прежнему) попытались закрыть, ссылаясь на невозможность его финансирования из городского бюджета. Мол, нет такого кода по бюджетной классификации. Однако педагоги и родители, подключив к решению проблемы городских депутатов, отстояли его. Нужная строчка нашлась. И с тех пор направление финансировалось исправно.

Ломать – не строить

К настоящему времени коллектив музыкальных работников насчитывает 14 человек, они обучают около 130 гимназистов. Но… на днях педагоги расписались в уведомлении о том, что с 1 июля в их услугах больше не нуждаются.

– В муниципальном бюджете 2016 года недостаточно средств на содержание дополнительного образования в гимназии № 3, – объясняет начальник городского управления образования Алексей Мищерин. – Профинансировано оно было всего на восемь месяцев. После этого заканчиваются средства на оплату труда педагогам, работающим по дополнительным образовательным программам. Мы вынуждены уведомить работников о сокращении и данное направление в гимназии закрыть. Когда город мог позволить себе оплачивать работу педагогов, он это делал, сейчас такой возможности нет. По словам Алексея Мищерина, дети могут продолжить обучение на бюджетных местах в трех музыкальных школах Рубцовска, а педагогов готовы взять на работу те же музыкальные школы и музыкальный колледж.

Руководитель методобъединения педагогов дополнительного образования и одновременно председатель профсоюзной организации гимназии № 3 Татьяна Скрябина не согласна с такой постановкой вопроса.

– Разрушать такое уникальное образование ни в коем случае нельзя, – говорит она.

Далеко не все дети пойдут в музыкальные школы. Кто-то не захочет вливаться в новый коллектив, кого-то родители не пустят на другой конец города. В лучшем случае музыкальное образование получат процентов 30 от нынешнего числа обучающихся в отделении. Например, семиклассница Женя Дериглазова, играющая на домре, категорически заявляет, что ни в одну музыкальную школу не пойдет – ей это просто неудобно. И таких ребят десятки.

Многие родители отдавали детей в третью гимназию именно с прицелом на развитие их музыкальных способностей, и вариант перевода в музыкальную школу их не устраивает.

В планах набора на следующий год в трех музыкальных школах имеется 103 бюджетных места. И если допустить, что все они будут заняты гимназистами, то другие рубцовские ребятишки останутся у разбитого корыта.

Да и насколько реален такой вариант? Музыкальные школы тоже переживают не лучшие времена, сокращены часы занятий. И кто знает, что будет завтра? А закрытое отделение потом уже не восстановить, коллектив не собрать, даже если в бюджете денег будет с лихвой.

Туманны и профессиональные перспективы педагогов дополнительного образования.

– Наши педагоги работой в Рубцовске не обеспечены, нам не предложено на данный момент никаких вакансий, – сообщила Татьяна Скрябина.

Цена вопроса

На родительском собрании кипели страсти. В актовом зале гимназии собрались мамы и папы воспитанников отделения, педагоги дополнительного образования, которые хотели разобраться в ситуации. В 1990-е, когда было еще хуже, отделение выстояло. Почему же сейчас нельзя сохранить традицию?

Разумеется, начальник управления образования рассказал им о том, что городской бюджет трещит по швам, что город не может финансировать многие программы.

Аховая ситуация с местными доходами известна давно. Для того чтобы благополучно прожить 2016-й, на допобразование в третьей гимназии нужно порядка 800 тысяч рублей.

Наверное, городским чиновникам было бы куда проще, оплачивай родители занятия музыкой. Да только не всем это по карману. Отделение и привлекало в том числе и тем, что ребятишки осваивали игру на музыкальных инструментах бесплатно. Впрочем, родители уже готовы пойти на софинансирование музыкального образования своих детей.

А что, если педагогам дополнительного образования перейти на краевой бюджет? По словам директора гимназии Алексея Чикалова, это возможно. Однако по новой оплате труда зарплата педагога зависит от наполняемости класса. Каждый ученик после урока «оставляет на столе учителя» 2 рубля 47 копеек. Допустим, у педагога допобразования два часа в неделю. Умножаем их на четыре недели, получаем примерно 23-24 рубля в месяц за каждого ученика. Кот наплакал. Сейчас же музработники получают оклад – 5600 рублей за 18 часов педагогической нагрузки. Тоже не ахти какие деньги, да только и они для городского бюджета оказались неподъемными.

Всем миром

После часового обсуждения стало ясно, что криком и эмоциями проблему на уровне школы не решить. Нужно создать рабочую группу для подготовки обращений в инстанции разного уровня. В нее вошли представители горсовета депутатов, родители, педагоги дополнительного образования.

Рабочая группа уже действует. В городской совет депутатов направлены обращения, которые рассмотрены на комитетах. Администрации города рекомендовано найти источники финансирования дополнительного образования в гимназии № 3. Очень хочется надеяться, что ситуация разрешится, родители и педагоги будут услышаны, а дети продолжат свои уроки музыки.

Фоторепортаж
Блоги