Василий Мотуз: Мечтаю построить всем хорошие дороги

14:08, 28 мая 2018г, Транспорт 1770


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Вся трудовая биография начальника КГКУ «Алтайавтодор» Василия Мотуза связана с дорогами: вначале он их проектировал, а потом руководил строительством. На днях президент РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении Василию Орестовичу звания «Заслуженный строитель РФ». Мы попросили его рассказать о себе и своей работе.

– Известно, что родом вы с Украины и распределились в Барнаул после окончания Львовского политехнического института. Почему поехали так далеко?

– На Украине после вуза оставляли только льготников: семейных, больных, остальных распределяли по стране. И у меня почему-то было желание подальше уехать. Из того, что предлагалось, выбрал Алтай. На Алтае, я слышал, тепло. И совсем молодым парнем приехал сразу в «Алтайавтодор» вместе с товарищем Михаилом Ростоцким (кстати, в будущем начальник «Алтайиндорпроекта».– Ред.). К начальнику зашли. Он обрадовался, что мы дорожники, а не механики. Говорит: «Нам дорожники нужны».

– Насколько этот выбор профессии был осознанным?

– На самом деле случайным. Но не жалею, а, наоборот, горжусь. Когда приехал во Львов из своего села, пошел в технический вуз, так как любил точные науки. Институт огромный – 17 факультетов. Какую специальность выбрать – непонятно. Увидел табличку «Строительный факультет». О, здесь я что-то понимаю. С отцом постоянно строили: то заборы, то сараи. Поступил на «Промышленное и гражданское строительство». А потом в деканате предложили осваивать дорожное строительство. Я согласился. Когда на третьем курсе пошли специальные предметы, я уже точно понимал, что это мое. Мне нравятся мосты, дороги.

Начинал трудовую деятельность с проектной конторы «Алтайавтодора». Через полтора года меня уже назначили главным инженером проектов. Понятно, что это был аванс мне со стороны руководства. Это был скачок через несколько ступеней вверх. И я должен был его оправдать.

– Вы так быстро пошли по служебной лестнице. Чем это можно объяснить?

– Не знаю. Отличником никогда не был, но очень люблю свою работу. Думаю, чутье тогдашнего главного инженера Виктора Петровича Жданова не подвело. У него был один главный инженер проекта, но одному сложно справиться с тогдашним объемом работ. Вот он и предложил меня.

У меня есть правило, что если руководство поручило дело, то я его должен сделать хорошо. Перед этим стараюсь глубоко изучить тему. В моем подчинении было шесть проектных групп. В то время мы строили дорог значительно больше, чем сейчас. Каждая группа выдавала ежеквартально проект. Каждый нужно внимательно проверить, чтобы не пропустить ошибку.

– Вы каким руководителем себя считаете: строгим, добряком?

– Справедливым. Мне очень важно мнение окружающих, я всегда к нему прислушиваюсь. Но имею и свое мнение на всё и довожу его тем или иным способом до руководства. Если оно против, то приходится смириться, потому что конечная ответственность лежит на руководстве.

– Вас побаиваются подчиненные?

– Нет. У меня в кабинет свободный доступ. Я принцип кнута и пряника не принимаю. Мне более близок принцип проектного управления, когда ты обеспечиваешь нормальные условия для подчиненных. А они взамен работают с полной отдачей. Важно выслушать и помочь.

– Вам самим приходится учиться или полученных когда-то знаний хватает?

– Я люблю учиться. С удовольствием езжу в командировки, на семинары, чтобы пообщаться с коллегами из других регионов, перенять их опыт. Я хоть куда, хоть на добычу руды, мне многое интересно. Видите, сколько у меня литературы на столе? Я просто не успеваю прочитать. А некоторые статьи копирую и оставляю, чтобы при случае изучить в дороге.

Из новинок меня в основном интересуют проектные решения, которые можно реализовать у нас. Много интересного по укреплению грунтов, откосов, по использованию габионов, геосеток. Технологии не стоят на месте. К сожалению, государство не руководит внедрением новинок в дорожное строительство. Поэтому нам самим приходится этим заниматься, предварительно оценивая эффективность предложений рынка. А предлагают порой сомнительные методы и материалы. Поэтому, чтобы понимать природу вещей, читаем, смотрим в других регионах инновационные дороги и, если понравилось, пытаемся внедрить у себя. Не всё получается, но хотя бы знаем, что так можно делать, разговариваем с коллегами на одном языке.

Три года назад мы впервые провели на Алтае семинар, на котором производители дорожных материалов рассказали о своих новинках. Теперь наши инженеры могут со знанием дела закладывать их в свои проекты. Надо быть постоянно в тренде. Чуть упустишь – уже отстал. В этом году хотим еще раз провести такой семинар.

– Какими своими проектами вы гордитесь?

– Есть проекты, которых могло бы не быть, если не его величество случай и моя настойчивость в достижении цели. Например, 20-километровый участок федеральной дороги от Белоярска в сторону Сибирского. Как-то, находясь в командировке в Москве, столкнулся в коридоре с начальником управления строительством. И он в разговоре между делом попросил меня быстро дать предложение на проектирование какого-нибудь объекта. Я, недолго думая, предложил построить этот участок. Связавшись с Барнаулом по телефону, собрал необходимую информацию. Это предложение попало в федеральный план. Сделали проект. Согласно ему строительство потянуло на 2 млрд тогдашних рублей. В министерстве задумались, а стоит ли Алтайскому краю выделять такие деньги? Но мы подключили разные силы, включая губернатора, и получилась отличная дорога.

Можно вспомнить и другие случаи, когда приходилось плотно работать с московскими проектировщиками. Но благодаря таким подходам появилась развязка возле картонно-рубероидного завода.

Известный серпантин в «Белокуриху-2» изначально планировали построить в другом месте. Это должен был быть подъем на месте существующей старой дороги. Но инициатор строительства Александр Бернгард предложил сделать дорогу в другом месте, ближе к городу. Место оказалось непростым. Но мы справились, и проект получился хорошим, и дорога легла очень к месту. Идея со смотровыми площадками принадлежит губернатору Александру Богдановичу Карлину.

– Кстати, насчет финансирования. Говорят, что скоро дорога Барнаул – Мамонтово – Родино – Кулунда перейдет в федеральную собственность. Что это даст краю?

– Во-первых, качество этой дороги поднимут до уровня Чуйского тракта за счет федеральных средств. Во-вторых,  из краевого дорожного фонда высвободится сумма, которую мы тратили на обслуживание этих 360 километров. Ее можно пустить на примыкающие к этому шоссе дороги.

Последние годы мы стали больше ремонтировать автотрассы в западной части края. Там немало лечебных озер, и летом к ним едут отдыхающие.

Давно замечено, что как появляется дорога, так появляется движение, а рядом растет цена земли. Люди не хотят жить в городах. Люди хотят жить на земле, но пользоваться благами цивилизации, работать в городе, а для этого нужна транспортная доступность. Вот у меня мечта – построить всем хорошие дороги.

Нынешняя морозная малоснежная зима и дождливая весна сильно повредили алтайские дороги. Как дождемся хорошей погоды, будем их ремонтировать. Работы много.

Фоторепортаж
Блоги