Вкусная колбаса дешёвой не бывает

15:00, 27 июня 2017г, Общество 2145


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Статистика говорит, что по результатам пяти месяцев производство мясных изделий в крае сократилось на 3 – 5% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Эксперты рынка объясняют это выросшей конкуренцией с инорегиональными производителями, снижением покупательной способности граждан и непомерными аппетитами торговых сетей.

«К сожалению, по производству колбас в крае немного отстаем от показателей прошлого года», – констатирует Татьяна Зеленина, начальник краевого управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям. Она объясняет снижение производства колбас трудностями со сбытом: «Во-первых, уменьшился средний чек на потребительские товары, во-вторых, много инорегиональных фирм зашло на рынок края. Мясную продукцию везут не только из соседних областей, но и Мордовии, Кировской области, агрессивно осваивает рынок московская компания «Мираторг». По мнению Татьяны Зелениной, чтобы покрыть транспортные издержки и войти в сети, производителям приходится делать недорогую продукцию, где минимум мяса. А торговые сети накручивают свою надбавку, стараясь максимально заработать.

«Получить дешевый продукт из мяса невозможно, – уверена начальник профильного управления. – Не каждый готов снизить качество, чтобы удовлетворить ценовые запросы сетевых магазинов. Поэтому алтайские производители развивают фирменные торговые точки. Сегодня их порядка двухсот. И в таких магазинах представлена качественная и относительно недорогая продукция».

Гендиректор Каменского мясокомбината «Восход» Тамара Бердникова подтверждает, что сложности со сбытом объясняются нехваткой денег у населения. И чтобы не сокращать производство, каменцы ищут новые рынки сбыта. Кроме поставок во все районы края у комбината есть торговые представители в Новосибирске, Барнауле, Яровом, Томске. «У нас в городе семь своих магазинов. С торговыми сетями не работаем, так как разные с ними интересы», – пояснила Тамара Бердникова.

Директор бийской компании «Пятачок плюс» Наталья Самойлова тоже подтвердила, что предприятие снизило поставки своей мясной продукции в сети, потому что работать с ними невыгодно. «Там нет партнерских отношений, политика выкачать побольше денег. Поэтому мы предпочитаем торговать сами через пять фирменных точек либо сотрудничаем с несетевыми магазинами. Много покупают белокурихинские санатории, детские сады, оздоровительные лагеря в Бийске», – рассказала Наталья Самойлова.

В период кризиса некоторые мясоперерабатывающие предприятия просели на четверть, в то же время спрос на продукцию компании «Пятачок плюс» упал всего на 1%. Директор объясняет это тем, что предприятие работает в премиальном сегменте и его клиенты ценят качество. «Гостовская колбаса «Любительская» занимала первое место по продажам и раньше, и сегодня», – уверяет Наталья Самойлова. Она считает, что покупатели поделились на две категории: тех, кто покупает что дешевле, и тех, кто, несмотря на цену, ценит качество. Среди последних есть и пенсионеры с небольшим достатком.

И Бердникова, и Самойлова говорят, что у мясопереработчиков края с сырьем проблем нет, качество его вполне устраивает. Два года назад, когда курс доллара скакнул, переработчики из Казахстана начали скупать конину в Республике Алтай, так что ее цена поднялась выше говядины. Но в последнее время ситуация нормализовалась.

Директор «Пятачка плюс» оценивает ситуацию в отрасли как нормальную. Если не считать частого повышения нерегулируемых тарифов энергетиками и обязанности оформлять лишние бумаги, в частности, ветеринарные свидетельства на готовую продукцию. Документ абсолютно ненужный, считает Наталья Самойлова, так как на колбасу выдается еще сертификат. Между тем свидетельство выписывают на каждый вид продукции и приходится платить за него ветеринарной службе до 400 рублей.

А с 1 января 2018 года мясоперерабатывающие предприятия войдут в систему электронного учета «Меркурий». С ее помощью можно при покупке колбасы узнать всю историю создания продукта, вплоть до того, где было выращено животное. «Я как руководитель предприятия пока не вижу пользы от внедрения, между тем затраты на поддержание ее работы существенные. И они лягут на цену готовой продукции».

Фоторепортаж