Вопросы безопасности – превыше всего

13:00, 29 мая 2017г, Политика 1008


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

На девятой сессии АКЗС, которая состоялась 25 мая, депутаты приняли законодательную инициативу по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ. Парламентарии края просят Госдуму наделить субъекты Федерации полномочиями по определению дополнительных видов строительных объектов, проектная документация которых должна проходить государственную экспертизу. В том числе это может коснуться жилых домов и торговых центров.

Кому нужна госэкспертиза?

Основной причиной принятия инициативы послужило обрушение крыши в ТРЦ Galaxy в декабре 2016 года. Напомним, вскоре после ЧП барнаульские застройщики получили от Госинспекции края письма или устные рекомендации пройти повторную экспертизу проектов строящихся зданий уже в Государственной экспертизе Алтайского края. Согласились не все. По закону допускается проведение негосударственной экспертизы проектной документации, положительное заключение которой является основанием для выдачи разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Результаты повторных экспертиз показали, что из восьми проверенных проектов только два содержат незначительные отклонения от требований технических регламентов. В остальных случаях «имеются существенные недостатки, в том числе влияющие на конструктивную надежность и безопасность запроектированных объектов капитального строительства».

– Данный законопроект направлен на снижение случаев нарушений законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов, значимых для территории регионов и при этом не включенных в федеральный перечень, – отметил председатель комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству АКЗС Альберт Лунев. – Перечень объектов, которым необходимо проходить госэкспертизу, пока не определен. При обсуждении в комитете возникли бурные дискуссии по этому поводу. Я лично переговорил с авторитетными строителями и их мнения разделились.

Заместитель председателя комитета Юрий Матвейко в свою очередь отметил, что после получения заключения из Москвы будет целесообразно создать рабочую группу, которая определит перечень объектов, обязательных к прохождению госэкспертизы. В нее должны войти все заинтересованные стороны. «Важно, чтобы не было перегибов в отношении строителей», – подчеркнул Юрий Матвейко.

Председатель АКЗС Александр Романенко поддержал коллегу, напомнив, что в первую очередь законопроект будет направлен в совет законодателей для получения экспертной оценки. «В случае положительного или даже отрицательного заключения необходимо еще раз провести совещание с участием представителей органов власти, строителей и экспертов для обсуждения качества строящихся объектов, – сказал спикер краевого парламента. – Вопросы безопасности людей должны быть превыше всего».

Законодательную инициативу поддержали все фракции за исключением «Справедливой России». «С одной стороны, мы понимаем мотивацию разработчиков, – пояснил свою позицию лидер «эсеров» в АКЗС Александр Молотов. – Ситуация с «Галактикой», ряд других техногенных катастроф остро ставят вопрос о качестве проектной документации. В этом смысле мы поддерживаем идею. Но, с другой стороны, у нее есть минусы. В частности, такое усложнение процедур явно идет в разрез с федеральными трендами. Кроме того, мы общались со строителями. Они в большинстве своем говорят, что госэкспертиза – это сложно, долго, дорого и непредсказуемо».

Экспертное заключение

Всего в рамках девятой сессии парламентарии рассмотрели 20 вопросов, в том числе в окончательном чтении утвердили поправки в региональный закон «О народной законодательной инициативе». Проголосовали «за» 50 депутатов, восемь против, пятеро воздержались.

Председатель комитета АКЗС по правовой политике Андрей Осипов пояснил, что краевой парламент получил заключение управления Министерства юстиции, которое провело экспертизу действующей редакции закона.

Проведение экспертизы было связано с динамикой федерального законодательства. Андрей Осипов пояснил, что в соответствии с Уставом Алтайского края и законом о правотворческой деятельности закреплен перечень субъектов законотворческой инициативы. В их числе губернатор, Правительство Алтайского края, депутаты, комитеты, фракции, прокурор, уполномоченные по правам человека и по защите прав предпринимателей, краевой совет профсоюзов, сенаторы, органы местного самоуправления и жители края в количестве не менее 1% избирателей в регионе.

– Обязанность АКЗС принять нормативный правовой акт в случае успешного осуществления народной законодательной инициативы исключает возможность отклонить соответствующий нормативный правовой акт при рассмотрении его на сессии, что ведет к установлению особого порядка принятия нормативных правовых актов законодательным органом субъекта РФ, – отметил глава правового комитета. – Вместе с тем согласно определению Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ установление порядка принятия законодательным органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов – прерогатива федерального законодателя. Установлена возможность как принятия, так и отклонения проекта нормативного правового акта.

О качестве инициатив

В рамках девятой сессии парламентарии также в окончательном чтении утвердили изменения в региональные законы «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае», «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае», «О физической культуре и спорте».

Парламентарии также скорректировали закон «О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». «Сегодня мы внесли изменения в бюджет региона, – отметил Александр Романенко. – Правительству края удалось получить в федеральном центре кредит порядка 35 млн рублей, и процентная ставка по нему существенно ниже, чем в коммерческих банках». Эти средства, по словам спикера, будут направлены на погашение существующего дефицита краевого бюджета».

Комментируя итоги работы девятой сессии, спикер краевого парламента порекомендовал коллегам в дальнейшем отказаться от популизма и желания потешить свои политические амбиции. «При принятии законов мы должны четко понимать и реально оценивать качество своих инициатив и последствия их исполнения, чтобы они могли вступать в силу и реально работать сразу после принятия, – сказал Александр Романенко. – Любая инициатива должна иметь четкие юридические и экономические обоснования ее применения. Иначе такие предложения, предполагающие многомиллиардные, но не обеспеченные источниками доходов расходы краевого бюджета, становятся прямым обманом наших избирателей и всех жителей края. А этого мы допускать не должны».

Фоторепортаж