Всё перемелется. Что мешает экспорту алтайской продукции

12:15, 06 декабря 2019г, Экономика 107528


1
1

Несмотря на заметное увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции из Алтайского края, высокая стоимость ее доставки и нетарифные барьеры остаются главными сдерживающими факторами развития продаж за границу. Участники форума «АПК Сибири: настоящее и будущее» пытались найти выход из ситуации.

Перспективы есть

Напомним, что согласно паспортам федерального и регионального проектов «Экспорт продукции АПК» к 2024 году поставки за рубеж сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции из Алтайского края должны составить $501 млн, то есть увеличиться в 2,5 раза по отношению к 2018 году. В прошлом году экспорт АПК края вырос на 6,8%, в первом полугодии этого года динамика зафиксирована гораздо выше, и если она сохранится, то продажи могут по итогам года составить $235 млн. Однако для достижения цели в $501 млн необходимо очень постараться.

Президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман говорит, что внутреннее потребление в России не оставляет надежды на рост рынка зерна и муки. И демографическая ситуация, и структура питания вряд ли будут меняться в обозримом будущем и открывать перед торговцами сельхозпродукцией новые рынки. А экспорт позволяет развивать не только переработку, но в первую очередь сельское хозяйство.

Вот только проблема, что Алтайский край из всех регионов находится на самом большом расстоянии от погранпереходов и портов. «Тем не менее перспективы нашего развития есть», – убежден Валерий Гачман.

Мука с мукой

Неслучайно мукомолы края еще 10 лет назад создали компанию «Алтайские мельницы», чтобы торговать своей продукцией с заграницей.

Директор этого предприятия Виталий Копытов констатирует, что объемы производства муки в России и Алтайском крае последние годы сокращаются из-за проблем со сбытом, мельничные мощности наполовину не загружены. Раньше выручал экспорт в Среднюю Азию, Афганистан. Теперь эти рынки заняли другие страны, настроив у себя современных мельниц.

Доля России в мировой торговле мукой ничтожно мала. Страна занимает всего лишь 1% рынка, находясь на 16 месте в натуральном выражении. При этом Казахстан занимает 17%, а Турция, которая закупает российское зерно, отхватила себе 24%. Также впереди нас Украина и Египет, куда мы продаем зерно.

Примечательно, что у лидеров рынка Турции и Казахстана есть четкие государственные ориентиры, отметил Виталий Копытов, а президентом Казахстана еще в 2010 году была поставлена задача принять меры по наращиванию экспорта зерна и продуктов его переработки. «К сожалению, даже при той поддержке, которую мы чувствуем от государства, оно не имеет таких выраженных целей», – сказал директор «Алтайских мельниц».

Среди сдерживающих экспорт муки факторов Виталий Копытов назвал высокую стоимость перевозок муки; проблему с экспортными вагонами, с контейнерами; неразвитую инфраструктуру в портах: меры тарифного и нетарифного регулирования, с которыми компания, в частности, сталкивается в Китае; высокие экспортные пошлины, жесткие требования по сертификации и вопросы технологического характера (адаптация продукции, качество продукции и упаковки под требования зарубежных стран).

Выступающий рассказал, что после проведения реформы железных дорог в структуре затрат на перевозки большую часть занимает не тариф, а аренда вагонов, размеры которой не регулируются государством. «И повлиять на эту ситуацию мы не можем, потому что у РЖД нет конкурентов», – пояснил Виталий Копытов.

Трудно продать муку в Китай, так как в Поднебесной для поставок сверх квот установлены высокие пошлины на муку – 65%. А квотами в КНР владеют государственные компании, для которых мука не является стратегическим товаром. Поэтому наша мука практически не завозится по квотам. Прибавьте сюда затраты на доставку в Китай, которые составляют в себестоимости продукции 25 – 30%.

И еще более тяжелая картина по азиатскому направлению, где работает Казахстан. Эту ситуацию директор «Алтайских мельниц» объяснил дискриминационной политикой со стороны Казахстана, подтвердив это тем, что перевозка для резидентов Казахстана через свою страну обходится в 6 раз дешевле, чем для российских производителей. Это притом, что мы находимся в едином Таможенном союзе.

«Логистические проблемы являются главными в нашем пути к внешним рынкам. И если мы не решим их, то технологические вопросы не имеют значения», – резюмировал директор «Алтайских мельниц».

При этом у России есть успехи по экспорту зерна. Страна вывозит в год его 35 – 40 млн тонн. Этим, в частности, занимается и АО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК).

ОЗК и грузовые узлы

Первый заместитель гендиректора ОЗК Владимир Печеный признался, что компании тоже интересна поддержка государства по снижению железнодорожных тарифов, благо у нее для этого есть рычаги, поскольку председателем совета директоров ОЗК является вице-премьер Алексей Гордеев.

Он рассказал, что ОЗК корректирует свою стратегию развития до 2024 года, планируя создать комфортную инфраструктуру, наращивая мощности перевалки и, может быть, сокращение ее стоимости за счет больших объемов. Планируется во всех федеральных округах создавать зерноформирующие грузовые узлы, которые бы позволили более комфортно производить закуп зерна и быстро доставлять его до экспортных терминалов железнодорожными маршрутами. В Новороссийске идут работы по реконструкции терминала ОЗК, которая позволит удешевить стоимость приемки и разгрузки вагонов.

Владимир Печеный сказал, что в качестве одного из экспортных направлений ОЗК будет рассматривать страны Юго-Восточной Азии, используя для этого в том числе и поставки сибирского зерна.

Не логистикой единой

Однако логистику надо рассматривать с позиции не только сокращения тарифов, но и внедрения новых инструментов. В частности, наставник по сопровождению экспортеров Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Скаблов призывает предпринимателей обращаться за консультациями в РЭЦ. Там научат торговать.

Андрей Скаблов говорит, что при выборе рынков сбыта надо начинать не с логистики, а с оценки потенциальных стран-импортеров. Есть страны, куда продавать можно намного проще, чем в Китай. Но предприниматели об этом не знают.

Кроме выбора рынков, каналов и участников сбыта в РЭЦ много финансовых инструментов поддержки. Например, экспортный факторинг, который позволяет застраховаться от невозврата валютной выручки. Есть такая фишка, как компенсация части транспортных затрат. И с двадцатифутового контейнера можно получить кешбэк в размере до 80 тыс. рублей.

А если в контейнер вставить флекситанк, то в него войдет 22 тонны масла. Если отправлять в бочках, то в такой же контейнер входит 15 тонн. Экономия только на упаковке с одного контейнера составляет 171 тысячу рублей.

Андрей Скаблов предупредил производителей масла, что китайцы последнее время формируют ажиотаж на рынке, обещая покупать много масла. Это подхлестывает цены вверх. Но наши экспортеры не учитывают, что ни китайцы, ни европейцы никогда не купят масло по завышенной цене. Все ориентируются на мировые индексы.

Кстати, предприниматели, желающие торговать за рубежом, могут обратиться за консультатцией не только в РЭЦ, но и в Центр поддержки экспорта (ЦПЭ) при региональном фонде развития малого и среднего предпринимательства. Многие услуги центр оказывает со скидкой, например маркетинговые исследования целевого рынка можно получить за 20% от их реальной цены. Можно участвовать в коллективных выставках в различных странах, перевести презентации на иностранный язык, поискать клиентов, бесплатно провести экспертизу будущего экспортного контракта.

Начальник отдела внешнеэкономической деятельности ЗАО «Меркурий» Светлана Бочарникова подтвердила эффективность работы с РЭЦ и ЦПЭ. «Это структуры, которые действительно помогают, предоставляя субсидирование», – сказала она, добавив, что логистические проблемы и их касаются.

«Да, далеко, дорого, квоты, но, несмотря на сложности, и нам хочется быть экспортерами всего и сразу и чтобы государство помогло. Между тем движение вперед небольшими шагами идет, – сообщила Светлана Бочарникова. – Мы в этом году запустили очередной (третий) маслоцех. Китайцам не нравится то цвет, то запах сырья, а когда мы его перерабатываем, то продукт переработки легче контролировать по качеству и выгоднее продавать».

Компания отправляет масло в контейнерах и цистернах в страны Средней Азии, в Литву, Китай. В прошлом году ЗАО «Меркурий» продало за рубеж 8 тыс. тонн, в этом планируется рост на 25 – 30%.

Фоторепортаж
Блоги