С 1 декабря в России может подорожать молоко

18:06, 11 ноября 2021г, Экономика 2281


С 1 декабря в России может подорожать молоко Фото №1
С 1 декабря в России может подорожать молоко Фото №2
С 1 декабря в России может подорожать молоко Миниатюра №3
С 1 декабря в России может подорожать молоко Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

Минсельхоз РФ объявил о возможном повышении цен на молоко с 1 декабря 2021 года. Связано ли это с введением государственной системы маркировки готовой продукции «Честный знак», мы узнали у алтайских производителей молока.

С точки зрения государства

Как заявили в Минсельхозе РФ, цены на молочную продукцию выросли за счет подорожания кормов и кормовых добавок для скота, а также упаковочных и горюче-смазочных материалов. Возможен отложенный и экономически обоснованный рост цен в связи с дополнительными затратами предприятий на обязательную маркировку.

Напомним, что с 1 сентября маркируются все молочные продукты со сроком годности более 40 дней. А с 1 декабря будут со сроком годности менее 40 дней, с этого же периода продажу маркированной продукции начинают фиксировать через кассы.

Переработчики

Установленная государством плата за один код маркировки с учетом НДС обойдется переработчику в 60 копеек. Но, по мнению алтайских переработчиков, стоимость затрат на маркировку единицы продукции гораздо больше заявленной государством.

По словам коммерческого директора компании «Алтайская бурёнка» Юрия Глумова, чтобы нанести маркировку на товар, нужно внедрить новую систему учета, новое программное обеспечение, которое будет отслеживать движение товара.

– Уровень автоматизации в отрасли должен кардинально отличаться от того, к которому мы привыкли. Наше предприятие вложило около 100 миллионов в оборудование, чтобы не переплачивать посредникам за упаковку. Маркировка уже готовой единицы упаковки обошлась бы в 1,5–2,5 рубля.

Раньше мы отпускали продукцию партиями, и нам этого вполне хватало для производственного контроля. К концу следующего года мы должны будем вести учет поштучного отпуска товара в конкретную торговую точку. Возрастут затраты на сбор продукции, на транспортировку. Магазины не берут товар групповой тарой, как выпускается на заводе, а поштучно. Соответственно, у нас появляется пустое место в машине, что увеличивает затраты на логистику. Условно говоря, мы раньше могли одной машиной везти 18 тонн товара, сейчас – 15 тонн, чтобы быстро разгрузиться, – отметил он.

По словам Юрия Глумова, все расходы на единицу товара, связанные с введением маркировки, стоят примерно 4 рубля, что составляет около 10–20% от новой себестоимости продукции.

Маркировка – не единственный фактор, повлиявший на увеличение цены на молочную продукцию.

По мнению представителя «Алтайской бурёнки», один из таких факторов – рост цены на молоко высшего сорта. Это связано с тем, что в крае идет сокращение надоев молока. В этом году они уменьшились на 100 тонн молока в сутки по отношению к прошлому году. Заниматься животноводством становится все сложнее. Из-за роста экспортных цен на зерновые подорожали корма. Выросла цена на ГСМ, на энергоносители. Уголь подорожал по отношению к прошлому году в полтора раза.

– Сырье для производства кисломолочной продукции,  которое завозилось из-за границы, подскочило в цене. Закваски стали дороже по отношению к октябрю прошлого года более чем на 130%. Раньше стоила 1500 рублей за килограмм, сейчас – 3500–3700 рублей. Выросли цены на полипропилены, на ПЭТ-тару. Упаковка подорожала в среднем на 40–80%, – отметил Юрий Глумов.

На взгляд руководителя компании «Рикон» Олега Махнакова, подорожание молока на полке магазина неотвратимо, поскольку затраты увеличились как у крестьян, так и у переработчиков.

По его словам, основная строка расходов производителей, которая повлияла на увеличение стоимости молочной продукции, – это сырье, то есть молоко от сельхозпроизводителя.

– Рентабельность у крестьянских хозяйств упала, поскольку цены на корма, на технику растут. А им нужно платить зарплату работникам. В общем, животноводство, которое является самой сложной отраслью сельского хозяйства, сейчас находится в незавидном положении, – считает Олег Махнаков. – Меняется законодательство, усложняются требования к содержанию и убою животных. Продукция уже находится за гранью себестоимости. Думаю, чтобы не разориться, крестьяне постепенно вынуждены будут поднять цены на свою продукцию примерно на 25%.

Еще один фактор, влияющий на рост цен на молочную продукцию, – это комплектующие, то есть упаковка, оборудование. Заметная статья расходов – маркировка. Оборудование для нанесения кода маркировки, как правило, импортное.

– Маркировка – это процесс, который затронул все этапы производства и реализации продукции. Раньше у нас были одни сканеры, теперь другие. Было одно программное обеспечение, теперь другое. Будут привлечены дополнительные трудовые ресурсы, увеличен штат работников. Все это отражается на себестоимости продукции, – отметил руководитель «Рикона». – Сейчас затраты переработчиков во многом зависят от степени модернизации производства. Если вложился в современное оборудование, соответственно, затраты больше, и это отразится на себестоимости продукции. Мы с себестоимости 20 рублей за литр ушли на 28 рублей. Думаю, что переработчики постепенно увеличат цену на 15–20%, чтобы покрыть все издержки, и, думаю, мы увидим новые цены на полках магазинов месяца через два. Соответственно, доля фальсификата на рынке увеличится. Основной рост цен на продукцию, предполагаю, будет в феврале-марте, когда старые запасы продукции на складах закончатся.

По словам Олега Махнакова, в цепочке «крестьянин – переработчик – ретейл» не возросли расходы только у ретейла.

– Ретейл наценивает нашу продукцию на 40% – так же, как и раньше. Он против роста цены на молочную продукцию, поскольку и так в выигрыше. Увеличение себестоимости молока отразится на конечной цене и может снизить покупательную способность, – считает переработчик.

Итак, цены на полках магазинов нас скоро снова удивят. Будем надеяться, что подрастет и зарплата.

Кстати

С декабря 2022 года маркировка станет обязательной для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах, а с декабря 2023 года будет введен поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней.

Фоторепортаж