Выбрали не смотреть

19:21, 05 мая 2017г, Культура 1393


1
1

Ночью 5 мая завершается голосование в беспрецедентном совместном проекте телеканала ТВ3 и портала «Кинопоиск», в котором зрители решали судьбы сериалов.

А 30 апреля в рамках ток-шоу «Быть или не быть» показали и обсудили последний пилотный эпизод – на этот раз это была первая серия потенциального сериала «Детки» режиссера Нигины Сайфуллаевой. Напомню, чтобы телеканал запустил в производство какой-то из представленных сериалов, за него должны были проголосовать не менее 75 процентов зрителей. Но остальные четыре пилота, по информации «Кинопоиска», этот барьер не одолели. Парадокс: мы, конечно, смотрим то, что нам показывают по «ящику» – часто в фоновом режиме или чтобы отключиться от дневных забот. Но по доброй воле мы бы это не выбрали.

Почти в каждом пилоте было что-то хорошее и перспективное, но это «что-то» тонуло в совершенно типичных для российского телевидения проблемах: тут и слабая проработка характеров, и ходульные диалоги, и нелепые сюжетные повороты. И непонимание, как вызвать в зрителях симпатию и сопереживание проблемам героев – а это уже полная катастрофа.

Удивительно тут другое. Отечественные продюсеры сообразили, что снимать сериалы сегодня (и сниматься в них) – не конец карьеры для приличного режиссера или артиста. Наоборот, зачастую это выход на новую аудиторию, а главное, новый способ рассказывать большие истории, которые невозможно втиснуть в двухчасовой хронометраж кинофильма. Примеров сколько угодно, самый свежий – сериал «Американские боги» по культовому роману Нила Геймана, который стартовал в эти выходные: такая книга со всеми ее живописными побочными линиями может быть экранизирована только в многосерийном формате. И вот на российское телевидение пришли лучшие отечественные силы – на проекте «Быть или не быть» обсуждались пилоты, снятые Петром Бусловым, Анной Меликян и Николаем Хомерики, – а результат довольно удручающий.

Кстати, сюжеты самых удачных американских сериалов не обязательно ведь закручиваются вокруг чего-то экстраординарного (условно говоря, затюканный школьный учитель химии, умирающий от рака, варит наркотики со своим бывшим двоечником, чтобы обеспечить будущее семье, и становится грозой преступного мира – как в сериале «Во все тяжкие»). Обычные повседневные заботы самых ординарных людей тоже могут приковывать зрительское внимание несколько сезонов, и свидетельство тому – всемирный успех завершившихся недавно «Девочек» Лены Данем. Так вот, с обычностью и жизненностью в представленных на проекте эпизодах большие проблемы: все, что мы видели, происходит в какой-то параллельной вселенной.

Пример? Пилот сериала «Квартет»: юная блондинка с окровавленным лицом бежит от каких-то мрачных бандитов с пистолетами, крадет чужой паспорт и оказывается в Севастополе. Где сходу поступает в музучилище! Просто она гениальная виолончелистка и единственная надежда местного студенческого квартета, в котором нет ни одного нормального человека. Зато есть одержимая скрипачка, красочно подрабатывающая проституцией, скрипач-клептоман, которого за воровство бьют ногами другие студенты, и до кучи альтистка не от мира сего. Главная героиня всем хамит, а в драматические моменты ложится на кровать в обшарпанной общаге лицом к стенке. Причины ее паники и бегства в первом эпизоде не проясняются, хоть она и говорит директору училища (актер Алексей Серебряков в смешном парике), что в Москве убила человека… Хотите такое смотреть по вечерам, скажем, пару недель?

А следить за приключениями бестолковых «хищниц», которые, остервенело подсиживая друг друга, пытаются выдавить из негодных мужиков если не любовь, то хотя бы машину? Именно это нам предлагали авторы «Любовниц». Хоть сколько-нибудь обаятельным получился, как ни странно, главный герой пилота Петра Буслова «Близкие» – лидер провинциальной преступной группировки по прозвищу Папа. Но это, кажется, во многом заслуга актера Владимира Вдовиченкова в пиджаке на голое тело. У него трудный бизнес и непростые отношения с женой. А еще он смешно тонет в болоте в начале серии и, чудом выбравшись, начинает «прощать долги», что только усугубляет дело.

«Детки» Нигины Сайфуллаевой – это очередной сериал с Евгением Цыгановым в роли рокового и сильно пьющего владельца стрип-клуба. Но он тут, к счастью, не самый центр вселенной: у героя есть сын – сложный, но, кажется, неплохой подросток, а у сына симпатичные друзья с принципами. Да еще в самом конце серии появляется любимец миллионов актер Александр Паль. Вопрос, хватит ли этого, чтобы хоть один пилот в проекте набрал нужные голоса и стал сериалом.

Фоторепортаж