В педакадемии учителям края прочитали лекции о том, как работать с одаренными детьми вне школьной программы

12:19, 01 октября 2014г, Образование 2441


В педакадемии учителям края прочитали лекции о том, как работать с одаренными детьми вне школьной программы Фото №1

В Алтайской государственной педакадемии прошел лекторий для педагогов края, посвященный организации работы с одаренными школьниками и молодежью. Это первый этап краевого конкурса «Будущее Алтая-2015», в котором все начинается с учителей.

Представители профессорско-преподавательского состава краевых вузов прочитали учителям лекции, посвященные актуальным проблемам физики, биологии, истории и краеведения, математики, информатики и прочих дисциплин. Организаторы лектория – методисты краевого центра информационно-технической работы (КЦИТР) своей целью ставили повышение профессионального уровня учителей и в определенной степени расширение их кругозора. Дело в том, что многих тем, затронутых на этих лекциях, в школьной программе до сих пор практически не касаются. Зато в программе «Будущее Алтая» участвуют педагоги, вполне готовые выйти за рамки школьного минимума. Например, доктор исторических наук, профессор АлтГПА Ольга Труевцева рассказывала об объектах культурного наследия края как основе научно-исследовательских работ детей. А доцент АГАУ Наталья Давыдова познакомила с особенностями работы школьников на особо охраняемых природных территориях.

После лекций прошли «круглые столы», на которых своим опытом делились уже учителя, не первый год участвующие в программе «Будущее Алтая». А в качестве примеров для подражания были представлены доклады школьников – дипломантов всероссийских конкурсов. Кстати, по окончании лектория педагогам вручили свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации Института допобразования АлтГПА.

На секции «Физика, техника, астрономия» рассказывали об исследованиях в области биофизики, наблюдениях небесных тел Солнечной системы и даже нанотехнологиях.

– Моя сегодняшняя тема называется «Нанотехнологии для всех», – объяснил нам кандидат физико-математических наук, доцент АлтГТУ Андрей Попов. – Они сейчас на слуху, но мало кто понимает, что это такое. Из бесед со студентами я сделал вывод, что в школьной программе нанотехнологий вообще не касаются, в то время как в том же Китае дети эту тему изучают.

– Но каким образом дети могут соприкоснуться с нанотехнологиями?

– Понимаете, это ведь не только скучные черно-белые фотографии, полученные с помощью сложной аппаратуры, но и довольно забавные химические и биологические реакции, которые можно увидеть воочию. Мне хотелось бы создать лабораторию, в которой могли бы заниматься не только школьники, а вообще все желающие и через какие-то простые опыты знакомиться с этой увлекательной темой.

А кандидат технических наук, доцент АлтГУ Александр Суранов рассказывал о возможностях, которые дает использование в исследовательской работе школьников современных достижений в области электроники и вычислительной техники.

– Поскольку я сам радиофизик и много лет являюсь членом экспертного совета программы «Будущее Алтая», мне кажется, сейчас наступает время все более широкого применения этих разработок, – говорит Александр Суранов.

– А материальная база наших школ позволяет детям опираться на современные технические достижения?

– Отчасти да: сейчас в школы поступают новое оборудование, датчики, которые можно использовать для подготовки научных работ. Многое можно приобрести в магазинах, если родители готовы потратить тысячу-две. И, конечно, хорошим помощником может стать вузовское сообщество, а также инженеры предприятий, работающих в области радиоэлектроники, кружки научно-технического творчества – возможностей много и педагогам нужно просто сориентироваться. Учителей из отдаленных районов края мы консультируем по Интернету, проводим и выездные семинары. 16 октября, например, едем в Тюменцево большой делегацией – будем слушать доклады детей, давать рекомендации.

– Для нас, вузовских преподавателей, это еще и профориентационная работа – убедить талантливых ребят поступать, например, к нам в АлтГУ на физико-технический факультет, – признается Александр Суранов. – Как показывает практика, в вузах они становятся лидерами в учебе и исследованиях. Моя дочь, например, участвовала в этой программе 10 лет назад, а в прошлом году защитила кандидатскую. А в Алтайском оптико-лазерном центре наукой заведует Георгий Симонов, тоже выпускник этой программы, поступивший в МГТУ им. Баумана и после учебы вернувшийся на Алтай.

Учитель физики барнаульского лицея № 101 Любовь Дудкина в программе «Будущее Алтая» участвует с 2005 года. Она сетует, что немногие дети готовы заниматься исследованиями: «В последний раз я приглашала шесть человек, а в итоге остался один, зато он стал дипломантом Международного конкурса «Старт в науку».

Темой  для исследования ее ученик Дмитрий Романов выбрал влияние наночастиц на диэлектрические свойства биологических жидкостей человека.

– Нанотехнологии! – улыбается педагог. – Повезло, что нам позволили работать в лаборатории Института водных и экологических проблем.  В школьных условиях тоже возможно, но было бы значительно сложнее. А вообще стараемся использовать все возможности для  научной работы. Одна моя ученица вообще писала чисто теоретическую работу по истории возникновения мира, но мы так удачно подготовились, что заняли второе место на всероссийском конкурсе. 

– Как вы выбираете темы для исследований?

– Ищу информацию в Интернете, смотрю, что предлагают на лектории. Еще мы занимаемся в секции в политехе, там тоже бывают интересные варианты. Мне самой очень нравится идея биологических принципов в технике: человек, по сути, не изобретает, а подглядывает какие-то вещи в природе. Так что ученики у меня собирают материалы об этом и делают доклады на обычных школьных уроках. Сейчас предложила одному интересную тему, а у него есть дедушка, который может помочь создать прибор. И вот уже ученик приходит со своей собственной идеей.

Важно привлекать детей к науке как можно раньше, уверена Любовь Дудкина. В физике – попытаться заинтересовать с первых уроков в седьмом классе. А начинать с малого – простых приборов, сделанных своими руками, поиска информации, лабораторных опытов.

Фоторепортаж