ЖКХ: ясность показаний

09:00, 23 августа 2021г, Экономика 773


Ни для кого не секрет, что до многих жителей сел и даже небольших городов края квитанции за ЖКУ либо не доходят, либо там их не существует в принципе. Итоговую сумму за коммуналку они узнают уже по факту оплаты. Нередко вносить деньги за воду, тепло или вывоз мусора приходится в разных кассах и исключительно наличными. При этом возможность появления обязательной единой квитанции и оплаты ее через Интернет, к чему давно привыкли, например, барнаульцы, есть.

Интересным примером того, как город объединяет всю коммуналку в одной квитанции и параллельно решает целый комплекс проблем муниципального ЖКХ, может служить Славгород. К ускоренной эволюции коммунального сектора здесь были серьезные предпосылки.

Славгородская ЖКХ-эволюция

– За десять лет у нас произошло порядка восьми банкротств предприятий, оказывающих коммунальные услуги, – рассказывает депутат Славгородского городского собрания депутатов Людмила Безвесельная. – Схема давно всем известна: предприятие кое-как работает, копит долги, не платит налоги, потом уходит с рынка. На ее месте образуется новое, и все повторяется сызнова. Наблюдая все это, люди просто не оплачивали ЖКУ. Разумеется, в таких условиях не было возможности надлежащим образом ремонтировать оборудование, коммунальные сети, развивать отрасль в целом.

Начиная с августа 2020 года ситуация в Славгороде заметно меняется: собираемость платежей выросла, что повлияло на подготовку к зиме в 2020 году, а летом 2021 года ремонты начались раньше, чем обычно и пройдут в большем объеме.

Изменения обусловлены рядом причин. Одно из них – это подписание муниципальным предприятием «Коммунальщик» агентского договора с АО «Алтайэнергосбыт», согласно которому энергопредприятие в свою квитанцию за электроэнергию добавило начисления за тепло, водоснабжение и формирует теперь уже единый счет. При этом речь идет не просто о печати платежного документа, энергопредприятие взяло на себя весь комплекс работ по начислению стоимости ЖКУ, печати и доставке квитанций, организацию приема платежей, работу с должниками и т. д. Славгородцы сразу же почувствовали изменения, ведь кроме единого счета для них были запущены современные онлайн-сервисы по передаче показаний приборов учета и оплате коммунальных услуг. Итоги последовали незамедлительно.

Сработало

– Только за июнь 2021 года собираемость по единой квитанции у нас составила около 110 процентов. То есть на 100 процентов оплачено текущее потребление, а также состоялось погашение ранее возникшей задолженности. В целом за неполный год работы нам удалось достичь уровня оплаты в 95 процентов, и мы знаем, что это не предел. Для примера по нашей основной деятельности – снабжение потребителей электрической энергией – уровень сбора на протяжении ряда лет составляет около 100 процентов, – отмечает представитель компании-агента Александр Алексеев.

По словам Алексеева, механизм агентского договора максимально прозрачен:

– Например, семья заплатила нам по единой квитанции 750 рублей, по 250 рублей за воду, тепло и электроэнергию. Как только деньги поступают к нам на счет, они сразу же расщепляются и отправляются в адрес ресурсоснабжающих организаций. Мы как агент не можем изменить назначения платежа, и поэтому все коммунальщики получат свои 250 рублей одновременно, как и распорядился абонент.

– Как житель Славгорода я оценила, насколько стало удобно не выходя из дома оплачивать услуги ЖКУ без комиссии и передавать показания приборов учета онлайн, – делится впечатлениями Людмила Безвесельная. – А как депутат понимаю, что теперь оборот средств в муниципальном ЖКХ-секторе полностью подконтролен, средства абонентов поступают напрямую предприятиям отрасли, у них появились деньги на ремонты, выплату заработной платы сотрудникам и т. д.

Бийский опыт

Среди тех, кто также оценил потенциал работы по агентскому договору, – МУП «Энергетик» в Бийском районе. Руководитель предприятия Алексей Кинерт в интервью «АП» отметил, что большим преимуществом для жителей при таком подходе является возможность все свои коммунальные вопросы по начислениям, оплатам и прочему обсудить в одном окне компании-агента, а не ходить по офисам нескольких ЖКХ-предприятий:

– Как только люди начинают получать квитанции (некоторые абоненты стали получать их впервые за многие годы. – Прим. ред.), наблюдается улучшение платежной дисциплины. За последнее время процент оплаты у нас заметно вырос и достиг 82 процентов, – отмечает Алексей Кинерт. – Это позволяет предприятию реализовывать свои планы по развитию производственной инфраструктуры.

Кто заплатит агенту?

Очевидно, что агентский договор предполагает вознаграждение. И славгородцам, и жителям Бийского района небезразлично, кто оплатит все преимущества, которые он дает, не увеличится ли ЖКХ-тариф.

Ответ на данный вопрос однозначен – для конечного потребителя тариф не поменяется, он только выигрывает за счет удобства обслуживания.

Что касается предприятий ЖКХ, то и здесь только плюсы. Они передают функции по организации начислений абонентам, печать квитанций, их доставку, прием платежей, работу с должниками, на которые тратили довольно приличные средства, и еще и экономят на этом, так как агент в лице АО «Алтайэнергосбыт» выполняет эти функции дешевле. Секрет в том, что сбытовая деятельность всегда была и остается для компании профильной.

– Мы объективно обладаем подготовленными специалистами, информационными технологиями, разветвленной клиентской сетью и, как уже показывает практика, обеспечиваем значительно более высокую эффективность. Так что удорожания коммунальных расходов за счет агентского вознаграждения не предполагается. В противном случае в чем смысл агентского договора?

В настоящее время АО «Алтайэнергосбыт» в качестве агента выступает по 16 договорам в Алтайском крае и Республике Алтай.

– Исходя из накопленного опыта агентской работы с предприятиями ЖКХ мы видим, что от такого сотрудничества выигрывают все заинтересованные стороны: предприятия ЖКХ, администрации муниципальных образований и самое главное звено – потребитель коммунальной услуги, – отмечают в компании.

На правах рекламы

Новости