Живопись московского нонконформиста Зверева можно увидеть в Барнауле

16:00, 19 октября 2021г, Культура 1089


Живопись московского нонконформиста Зверева можно увидеть в Барнауле Фото №1

В Художественном музее Алтайского края открылась мини-выставка «Любимое дитя московского андеграунда», которая посвящена 90-летию со дня рождения художника-нонконформиста Анатолия Зверева. На ней представлены две из трех его работ из коллекции ГХМАК. Они уже оформлены в антибликовые стекла для будущей постоянной экспозиции современного искусства. И даже ради этих двух произведений сотрудники музея советуют своим посетителям заказать экскурсию.

– Наш проект «Выдающиеся юбиляры из коллекции музея» имеет просветительские задачи. Например, имя Анатолия Тимофеевича Зверева барнаульскому зрителю практически неизвестно, – говорит куратор выставки Светлана Артюхова. – Так что мы предлагаем горожанам познакомиться с настоящим гением, самородком – тут возможно много эпитетов.

Анатолий Зверев родился в 1931 году в Москве в многодетной семье, рано лишился отца, с детства был одинок и неприкаян. Он посещал студии в Сокольниках и Измайлове, где преподавали художники, сохранившие идеалы искусства модерна и раннего авангарда. А вот профессия его не имела с искуcством ничего общего: он был маляром.

Искусствоведы рассказывают, что известность пришла к нему в 1957 году на Московском фестивале молодежи и студентов, где он, расстелив холст прямо на полу, за несколько минут нарисовал шедевр. Судивший состязание мексиканский художник Сикейрос назвал Зверева лучшим и вручил свою премию. За работами автора, не состоявшего в Союзе художников, стали охотиться иностранные дипломаты, его выставки устраивались за границей, в то время как на родине он мог быть арестован за тунеядство.

Постепенно имя Анатолия Зверева обросло легендами и анекдотами, причиной которых было его экстравагантное поведение и богемный образ жизни, напоминавший перформанс. Художник передвигался только на такси, вечно у кого-то ночевал и мог создать шедевр за считаные минуты, обмакнув палец в томатный соус или горчицу.

«Анатолий работал стремительно, – вспоминал о нем художник Дмитрий Плавинский. – Вооружившись бритвенным помазком, столовым ножом, гуашью и акварелью, напевая для ритма […], он бросался на лист бумаги с пол-литровой банкой, обливал бумагу, пол, стулья грязной водой, швырял в лужу банки гуаши, размазывал тряпкой, а то и ботинками весь этот цветовой кошмар, шлепал по нему помазком, проводил ножом две-три линии и на глазах возникал душистый букет сирени, или церковь, или лицо старухи, мелькнувшее за окном».

На «Автопортрете» из ГХМАК художник запечатлел себя неопрятным и растрепанным – внешний вид не имел для Анатолия Тимофеевича особого значения. Но соседствующий с ним «Женский портрет», напротив, воплощает притягательный и нежный образ, излучающий свет.

Выставка «Любимое дитя московского андеграунда» в Художественном музее Алтайского края будет работать до 21 ноября.

Справка «АП»

Анатолий Зверев – представитель неофициального искусства 1960 – 1980-х годов. Выставлялся, главным образом, на квартирных выставках. Работы Зверева хранятся в Третьяковской галерее, Музее современного искусства, в частных собраниях. Сегодня они могут стоить от 160 тысяч до 2 млн рублей и выше.

Фото: ghmak.ru

Фоторепортаж
Блоги