«Жизнь на круглую пятёрку»

18:02, 23 августа 2016г, Культура 1910


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Этим летом экспонаты Родинского краеведческого музея перекочевали со старого адреса на улице Ленина в просторное здание на улице Советской. Это шаг к созданию в райцентре историко-культурного комплекса, идеи основателя краеведческого музея и картинной галереи Андрея Цыбинова, реализуемой сегодня его последователями.

Маленькие хитрости

Андрей Серафимович, чье имя присвоено двум музеям – краеведческому и изобразительных искусств, ушел из жизни три года назад. Людям в память о Цыбинове остались интервью, картины, книга, написанная его другом и соратником кандидатом исторических наук Леонидом Петриком. У двух друзей, двух фронтовиков, в середине 50-х годов ХХ века возникла задумка создания сельского краеведческого музея, первого в Западной Сибири, как доказала впоследствии профессор Ольга Труевцева в авторской монографии «Становление и развитие музейного дела в Сибири». А сейчас Родино готовится уже к 60-летию этого учреждения культуры и к 30-летию со дня открытия картинной галереи района (1 ноября 1987 года).

Сам факт того, что у сельского района есть картинная галерея, в которой выставляют работы живописцы, графики, скульпторы, резчики по дереву, удивляет многих. Как-то в 1999 году Андрей Серафимович попросил своего товарища известного в крае художника Ильбека Хайрулинова организовать в Родино персональную выставку. «Узнав об этом, – пишет Ильбек Сунагатович в очерке «Плачущие камни», – я поинтересовался, где она будет проходить. «В картинной галерее», – загадочно улыбнулся Цыбинов. Я удивился: райцентр и вдруг галерея?»

Леонид Петрик подробно описал, как пробивали в районе помещение для картинной галереи. До середины 80-х в нынешнем её здании располагалась аптека. О том, что провизоры освободили помещение, Андрей Серафимович узнал, уже будучи на пенсии, пережив инфаркт. Претендентов на пустующие квадраты хватало, но и родинскому объединению, состоящему из тридцати художников, они были необходимы. Чтобы их получить, Цыбинов пошел на хитрость. Подборку картин по теме жизни и быта переселенцев из Курской губернии он показал Федору Кушнареву (первому секретарю райкома партии в 80-х годах). Предки Федора Матвеевича – выходцы из той же губернии, из Гайворонского уезда. Первый, сам себя называвший авантюристом в хорошем смысле слова, задумался: «Я-то отдам, а что ты будешь там выставлять?» Работ и впрямь было негусто даже с учетом того, что художник Федор Филонов уже подарил родному селу 60 своих картин. Андрей Серафимович разослал письма в Полтавскую и Черниговскую области, откуда также шли потоки переселенцев, в Мурманск, где в Великую Отечественную воевали родинцы. В них просил помочь с созданием фондов будущей галереи. Земляки не подвели, откликнулись, прислали около двадцати полотен. ВЦСПС выделил 30 тысяч рублей на ремонт старого здания, большие по тем временам деньги, и работа закипела. В ноябре 1987 года галерея была открыта, а вскоре получила статус филиала краевого музея изобразительного и прикладного искусства. Логично, что первым его директором стал Андрей Серафимович.

Еще один штрих к портрету Цыбинова. В конце 50-х годов он находился под сильным впечатлением от книги Владимира Арсеньева «Дерсу Узала». Леонид Петрик пришел к другу в гости и увидел висящие на стене ружье, брезентовую сумку и охотничьи принадлежности. «Что-то знакомое, кажется, я их где-то видел, но где – не помню, – повествует Леонид Константинович. – В книге какой-то? «Андрюша, – говорю, – что это у тебя, ты где достал?» Он засмеялся: «Не достал, а сам сделал. Это снаряжение Дерсу Узала». И я вспомнил и книгу, и иллюстрации. По ним сделаны были охотничьи снасти героя. Сходство поразительное, работа ювелирная».

В списке незамечаемых

Удивительно, что у фронтовика и целинника, человека с яркой биографией, почти нет наград за послевоенный труд. Как такое могло случиться? Вот как это объясняет Леонид Константинович. В 1962 году по указанию Хрущева сверху донизу реорганизовали сельское хозяйство страны, объединили районы. На Алтае такое укрупнение дало гигантские даже по сибирским меркам территориально-производственные управления. Например, соединив Родинский с соседними районами, получили Благовещенское. Решение было непродуманным, не подкрепленным бюджетом. Качество жизни селян резко ухудшилось, а после засухи в Кулундинской зоне в 1963 году стало совсем худо. Не умеющий молчать Цыбинов написал от имени своих коллег письмо в крайком партии о восстановлении Родинского района. Леонид Петрик стал свидетелем его обсуждения на ковре у первого секретаря крайкома КПСС Александра Георгиева: «Опять эти родинцы, что им непонятно? Кто такой Цыбинов? Дайте ему хорошую должность. Наверное, он ее добивается, и скажите, пусть прекратит немедленно». Разговор в раздражительном тоне. Родинцы, получив отказ, не угомонились, написали в Москву, затем еще и еще и все же добились своего. Родинский район был восстановлен прежде других районов края. Но Цыбинова в крайкоме запомнили. Он попал в списки ненаграждаемых и невыдвигаемых.

Расширяя время и пространство

Когда этим летом экспонаты краеведческого музея перекочевали из старого, привычного всем здания на улице Ленина в просторное помещение детской библиотеки на улице Советской, жители отнеслись к затее со скепсисом: и до ребятишек, мол, добрались со своей оптимизацией. По словам первого заместителя главы администрации Родинского района Владимира Барбье, сомнения в правильности решения были и у самих инициаторов проекта:

– Мы советовались с депутатами, с общественностью. Идея объединения на одной площадке ресурсов экспозиционных, медийных и технологических верна, и посетители сейчас об этом говорят. Это не механический перенос экспонатов из одного здания в другое. Наоборот, используя библиотечные площади, мы расширяем общее культурное пространство, включаем в него аудиторию библиотеки, получаем новую многофункциональную площадку.

Сканированные документы и видеоматериалы, ценные книги, артефакты войн ХХ века, переданные в музей семьями их участников, хранятся там в подобающих условиях. Как было раньше, рассказывает директор музея Николай Федин:

– Увы, не было у нас надлежащих условий хранения. В музее не должно быть излишков света и влажности, они вредят экспонатам. Многие документы пришли в негодность, потому что были приклеены почтовым клеем. По этим причинам часть бумажных носителей утрачена. Теперь необходимый микроклимат соблюдается и в хранилище, и в экспозиционном зале. И есть актовый зал, где в новом учебном году мы будем проводить музейные часы, уроки истории, Дни мужества. Растить патриотов своей Родины.

Сотрудники музея пока переносили экспонаты, сделали немало интересных открытий. Вот какую историю рассказала Тамара Беленко, хранитель фондов. Недавно из Воронежа в Родино пришло письмо, его автор собирает для генеалогического древа данные о родственниках. Один из них, якобы герой Гражданской войны, жил когда-то в Степном Кучуке. Найдя и изучив документы, Тамара Дмитриевна растерялась. Выяснилось, что человек этот был доносчиком, по его наветам арестовывали и расстреливали людей. Вот как сообщить об этом автору письма?

Объединение музея с библиотекой не конечный этап создания единого культурного пространства. Мечта работников культуры Родино – включить в него не только галерею, но и не используемое пока уличное пространство, соединяющее ее с музеем. Дело, конечно, будущего, но пофантазировать можно. Если вписать сюда этнографические элементы, двор переселенца начала ХХ века, например, появится у райцентра замечательный культурно-исторический комплекс.

За год до своей смерти в одном из интервью на вопрос журналиста о том, что бы он изменил в своей жизни, Андрей Серафимович ответил: «Ни-че-го! 
Ни на копейку. Я прожил жизнь на круглую пятерку и кое-какие следы о себе, надеюсь, заметные, в районе оставил».

Справка
Андрей Цыбинов родился в 1926 году в селе Каяушка Родинского района. Участник Великой Отечественной войны, в послевоенное время в разные годы работал в органах власти, районной газете «Дело Октября», учреждениях культуры. Инициатор создания в Родино краеведческого музея и картинной галереи. Художник, автор поэтических сборников, основатель районного общества виноградарей. Почетный гражданин района, заслуженный работник культуры РФ. Кавалер ордена Отечественной войны, награжден медалями «За боевые заслуги» и «За трудовое отличие».

Фоторепортаж