Грозы не поддаются воспитанию

Какую реальную опасность они представляют и как можно бороться со стихией

00:00, 31 июля 2013г, Общество 2210


Грозы не поддаются воспитанию Фото №1

В крае сезон гроз. Возникновение лесных пожаров от ударов молний стало распространённым явлением. Лесники признаются, что это бич для боров южной части края. 

По «сухому» сценарию

В Михайловском районе сухая гроза – частая гостья. Её гнев обычно не заканчивается проливными дождями. Заходила она сюда и ночью 23 июля.

- В каком конкретно месте проходила атака молнии, сложно сказать, – сетует Константин Гопиенко, начальник территориального отдела по Степно-Михайловскому лесничеству краевого управления лесами. – Попала она в дерево или не попала – тоже неизвестно. Поэтому спрогнозировать развитие событий и заблаговременно направить в нужное место технику и людей невозможно. Обычно если проходит гроза, то вероятность возникновения возгораний в лесу достигает 70-80 процентов.

Пока сторожа пожарно-наблюдательных вышек неустанно вглядываются вдаль, чтобы вовремя зафиксировать выбросы дыма над лесным массивом, мы с Константином Анатольевичем отправляемся на поиски возможных очагов возгорания.

В ленточном бору стоит сушь. Температура в тени 30 градусов. Небо чистое, ни одной тучки. Константин Анатольевич неожиданно тормозит. Прямо на краю дороги видим сосну, словно изрезанную ударами ножа.

- Вот оно – грозобойное дерево! – восклицает лесовод. – Раны ещё свежие. Скорее всего, молния ударила в него вчера.

Посередине ствола кора загорелась, огонь, спускаясь вниз, перебросился на лесную подстилку. Но рядом проложена минерализованная полоса, она не дала огню распространиться, спасла лес от пожара.

Коварство гроз заключается в том, что поражённое дерево загорается не сразу. Грозовой разряд может уйти в корень дерева, где огонь тлеет несколько дней, прежде чем вырвется наружу, набрав определённую силу.

Может перерасти в настоящий лесной пожар. Это место теперь под особым контролем.

От сухих гроз страдают леса, расположенные именно на юго-западе и западе края, – факт. Местные жители предполагают, что именно здесь под почвенным покровом находятся полиметаллы, которые и притягивают грозовые разряды. Однако научного обоснования этому не найдено. Эдуард Болгов, ведущий синоптик Алтайского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, объясняет, что в районах, расположенных ближе к границе Казахстана, созданы все благоприятные условия для сухих гроз, а именно высокие температуры и низкая влажность воздуха.

- Сухие грозы возникают чаще всего летом при дневной температуре 28 градусов и выше. Обычно при этом относительная влажность очень низкая – 40 процентов и менее. К тому же осадки интенсивно испаряются в сухом воздухе, поэтому до земли долетает лишь небольшой процент капель. А из-за такого сильного испарения возникает большая разность температур под грозовым облаком и впереди него, что нередко приводит к возникновению шквалистых ветров. Основная часть гроз проходит именно по такому «сухому» сценарию.

Как показывает практика, лесоводы, вовремя зафиксировав выбросы дыма над бором, оперативно локализуют очаг возгорания. Но в памяти многих ещё свежи воспоминания о страшных лесных пожарах 1997 года. Именно тогда огонь, возникший, как предполагают многие лесоводы, от грозовых разрядов, оставил чёрный след на территории края – горельники разных размеров общей площадью 70 тысяч гектаров.

Как страшный сон

6 июня 1997 года Михаил Егорович Ананьев, директор предриятия «Лесное», кандидат биологических наук, заслуженный лесовод РФ, вспоминает как страшный сон.

Такой сильной грозы на юге края ещё никогда не видели. На территории разных лесхозов от грозовых разрядов возникло сразу несколько пожаров, которые, объединившись, в считаные минуты переросли в верховые и стали неуправляемыми.

На территорию Озёро-Кузнецовского лесхоза (Угловский район), директором которого был Михаил Ананьев, огонь зашёл со стороны Партизанского лесхоза.

- Когда пламя было в 12 километрах от лесных посёлков Мирный, Бор-Кособулат, – вспоминает Михаил Егорович, – встал вопрос об эвакуации населения. Тогда мы решили выселять людей только в том случае, если не сможем остановить пожар возле железной дороги. Все силы были брошены туда, вывели всю возможную технику. Мы думали, если не остановим, то у нас ещё будет время эвакуировать людей. Но мы выстояли, пламя было сбито, огненная лавина остановлена.

Этот случай, пожалуй, самый страшный в истории лесного хозяйства края, когда гроза определила судьбу не только здешних лесов, но и 14 парней, самоотверженно защищавших от огня лесные посёлки.

- Ребята выехали на тушение, когда огонь зашёл на территорию Тополинского лесхоза, – рассказывает Владимир Кучер, заместитель директора предприятия «Грин-Форс». – Экипаж на пожарной машине выходил из-под этого ветра, но их накрыло огнём. Они не вернулись на базу, поэтому на следующий день мы начали поиски, подняли вертолёт. Нашли сгоревшую машину и 14 человек возле неё, в разных местах – кто куда успел добежать…

Прошло уже 16 лет. В течение этого времени три лесных предприятия – «Грин-Форс», «Лесное», «Лебяжье-лес» занимаются восстановлением утраченных лесов. Лесоводы самостоятельно выращивают посадочный материал и создают искусственные леса на местах пожарищ. Каждый год таким образом они заращивают по 4-5 тысяч гектаров на пострадавших участках, уменьшая размеры лесных ран. Но боль утраты погибших людей не исчезнет никогда.

Есть ли хоть какое-то оружие против молний, которое можно было бы использовать в лесном хозяйстве, чтобы больше не повторился 97-й год?

Вовремя обнаружить и локализовать

Проблемой сохранения лесов от ударов молнии обеспокоены не только лесоводы-практики. Алтайский изобретатель Иван Алешков, например, считает: чтобы создать изобретение, способное стать панацеей для зелёных массивов, достаточно понять, почему грозовой разряд бьёт в дерево. Для этого он обратился к физике.

- Во время грозы ветер и сухой воздух способствуют заряжению кроны дерева. Все разряды стремятся уйти в землю, так как она выполняет функцию некоего разрядника. Поэтому разряд, накопленный в кроне дерева, достигнув определённого потенциала, также по стволу уходит в землю. В момент этого процесса, перехода заряда по стволу в землю, возникает определённое напряжение, которое и притягивает молнию.

Вывод напрашивается сам: не допустить попадания грозового разряда в дерево можно, если крона всегда будет разряжена.

Сосна на проволоке

Как это сделать? Достаточно от кроны дерева и до земли протянуть тоненькую стальную проволочку, по которой заряд сразу будет уходить в землю, а не накапливаться в кроне. Так как кроны деревьев соприкасаются друг с другом, то на 1-2 гектара достаточно будет установить одну такую проволочку. А как установить? Здесь нам поможет вертолёт. Сбрасываем проволоку сверху на дерево. Она наверняка зацепится за ветки и будет выполнять предписанную ей функцию – защищать деревья от ударов молнии.

Может ли стальная проволока стать спасением для лесов?

- Этот способ можно использовать только на небольшом участке бора, – отвечает на вопрос Александр Зверев, начальник отдела охраны и защиты лесов управления лесами. – Сложно представить, как на четырёх миллионах гектаров массивов можно установить эту проволоку. Не везде кроны смыкаются. И что теперь, на каждое – по проволоке?

Вопрос установки упирается и в финансы. И принесёт ли этот способ защиты результат – вопрос также под сомнением. Александр Зверев уверен, что изобретения против капризов природы сложно придумать. Спасение одно – вовремя обнаружить и локализовать возгорание.

- Одно дело, когда причина пожара – нарушение населением правил пожарной безопасности в лесу. Мы делаем всё возможное, чтобы предупредить такие случаи. Проводим разъяснительные беседы с гражданами, распространяем агитационные листовки об ответственности за поджог, устанавливаем призывающие беречь лес аншлаги, ограничиваем доступ граждан в лес в случае повышенной пожарной опасности... Другой вопрос – пожары, возникшие из-за грозовых разрядов. К сожалению, природа не поддаётся воспитанию, у неё свои законы. Поэтому после очередной грозы лесопожарные службы края всегда находятся в боевой готовности.

Главный научный сотрудник Института водных и экологических проблем СО РАН доктор сельскохозяйственных наук заслуженный лесовод РФ Евгений Парамонов:

- Молния представляет собой мощный электрический разряд между атмосферой и землей, – объясняет учёный. – Деревья являются хорошими электродами за счет содержания в древесине стволов воды и минеральных солей. При прохождении через ствол дерева тока большой силы происходят мгновенный нагрев и испарение влаги, а водяной пар занимает объём в 1700 раз больше объёма воды, что создает в стволе повышенное давление до 1000 атмосфер, в результате ствол раскалывается на длинные щепки. Как правило, сырой ствол не загорается, а сухой начинает тлеть. Это приводит к возникновению лесного пожара.

Кстати

Всего с начала пожароопасного сезона, с 15 апреля по 23 июля, на землях лесного фонда произошёл 91 пожар, пострадало 93,6 гектара земель лесного фонда. Среди причин возникновения огня 43 процента – грозовые разряды.

 

Ирина ЛАЗЫКИНА. 

Фоторепортаж