Вложили рубль, получили четыре

Об эффективности господдержки и перспективах малого предпринимательства

00:00, 02 августа 2013г, Экономика 2029


Вложили рубль, получили четыре Фото №1

В этом году заканчивается реализация долгосрочной целевой программы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Алтайском крае на период 2011-2013 годов. О промежуточных итогах ее реализации мы решили поговорить с начальником профильного управления администрации региона Евгением Дешевых. Но разговор получился шире. 

Значимый вклад

- Евгений Витальевич, как вы оцениваете вклад малого и среднего бизнеса в развитие экономики региона?

- Я бы назвал его значимым. Давайте обратимся к цифрам. Сектор обеспечивает более 43% занятости населения края; доля продукции, произведенная предпринимателями в общем объеме валового регионального продукта, превышает 24%, почти половину выручки приходится на МСП, почти четверть налогов консолидированного бюджета платят малые и средние предприниматели.

По большинству приведенных индикаторов динамика характеризуется ростом. С 2008 по 2012 год в 1,6 раза возросло число малых и микропредприятий и, соответственно, поступлений налогов в бюджет; в полтора раза увеличились инвестиции в основной капитал. По этому показателю регион занимает третье место среди субъектов СФО.

В течение анализируемого периода снижалась доля индивидуальных предпринимателей в пользу юридических лиц, менялась отраслевая структура деятельности малого бизнеса за счет сокращения занятых торговлей. В настоящее время их около 43%. В то же время увеличивается количество обрабатывающих предприятий, транспортных, строительных.

Ужесточение конкуренции на рынке в последние годы заставляло предпринимателей заниматься внедрением новых технологий и продуктов.

- Видимо, достижению приведенных вами показателей способствовала соответствующая политика краевых властей?

- Несомненно. Наращивались объемы финансовой поддержки, расширялись ее формы. В прошлом году край вышел в регионы – лидеры по объему привлеченных федеральных средств на развитие малого бизнеса. По инициативе губернатора края средства региональной программы поддержки были увеличены вдвое, соответственно, в рамках софинансирования удалось привлечь из центра 300 миллионов рублей. Еще более ста потрачено на эти цели из краевой казны. Если приплюсовать сюда средства, администрируемые другими управлениями края, то в малый и средний бизнес края вложено 2,9 миллиарда бюджетных рублей, из них 400 миллионов на возвратной основе. Я имею в виду кредиты и гарантии Алтайского фонда микрозаймов и Алтайского гарантийного фонда.

Расширяется инфраструктура. В текущем году в Рубцовске планируется открыть бизнес-инкубатор производственного типа. Предметно обсуждаем вопрос создания промышленного технопарка в Барнауле, который заточим на развитие экономики барнаульской агломерации. Наиболее привлекательной для него видится площадка на проспекте Космонавтов, где располагался совхоз «Спутник».

Расширяется сеть представительств Алтайского фонда микрозаймов. В текущем году работают уже 14 таких подразделений в районах края. Все они самоокупаемые. Показательно, что меняется структура займов. Если раньше деньги в основном занимал торговый бизнес, то в последнее время производственники.

За период реализации прошлой программы с 2008 по 2010 год в сектор предпринимательства напрямую было вложено 745 миллионов рублей, а в действующей программе – 1015 миллионов. С 5 до 14 увеличилось число финансово-кредитных форм поддержки.

В результате только в прошлом году удалось создать 6 тыс. рабочих мест: это 40% от всех созданных рабочих мест в крае. 12 млрд. руб. собрано налогов от малого и среднего бизнеса. Выходит, что на рубль господдержки четыре рубля налогов.

На фоне других регионов, считаю, алтайский бизнес выглядит достойно, а значит, есть задел для дальнейшего развития.

Подготовка стратегии

- Как идет работа над стратегией развития малого и среднего предпринимательства?

- Поэтапно. Вначале была проанализирована ситуация в предпринимательстве региона: выявлены сильные и слабые стороны, потенциал. Этот материал представлен участникам Общественного совета при губернаторе по развитию предпринимательства. В формирование стратегии включены ведущие общественные объединения, представители местных предпринимательских сообществ. Мы их попросили высказать свои предложения, наполнить наработанное нами конкретными механизмами, которые бы позволили достичь заложенных в стратегию индикаторов. Собрав эту информацию, планируем провести несколько «круглых столов», на которых обсудим предложения и замечания бизнесменов. В ноябре планируем проект стратегии обсудить на совете администрации, и с доработками к концу года его должны принять.

Предпринимательство в крае переходит к такому этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность ведения бизнеса, построение новых хозяйственных связей с крупным бизнесом, рост производственной деятельности. При этом как в стратегии социально-экономического развития края до 2025 года, так и в разрабатываемом нами документе предпринимателям отводится ключевая роль в повышении уровня инновационности экономики региона. Для этого разработчиками предложен блок мероприятий, направленных на поддержку начинающих и действующих инновационных предприятий. Это и гранты до 500 тысяч рублей, и субсидии до пяти миллионов. Субсидируются затраты, начиная от НИОКР до маркетинговых исследований и продвижения разработок на рынке.

Параллельно со стратегией мы совместно с классическим университетом, с бизнес-сообществом ищем новые ниши, которые бы мог занять малый бизнес. В каждом муниципальном образовании, в сельской территории изучаем актуальные потребности населения, конечно, учитывая ресурсный и кадровый потенциал территории.

Думаем, что эта работа поможет нам как при разработке стратегии, так и при формировании следующей программы развития МСП на 2014-2016 годы.

Приоритеты и механизмы

- В каких направлениях должен развиваться малый бизнес на Алтае?

- Приоритетными видами деятельности мы считаем выпуск продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления; строительство, изготовление строительных материалов; обслуживание жилого фонда и объектов коммунального хозяйства; бытовые и туристические услуги, переработку вторсырья. Для сельских территорий нужно сделать упор на производство и переработку сельхозпродукции, в том числе животноводческой; предоставление бытовых услуг, создание так называемых зеленых домов.

Ежегодно мы разрабатываем рекомендации для местных органов власти по формированию муниципальных программ, чтобы включать в них приоритетные направления, которые получают бюджетную поддержку. Есть исследование, по итогам которого планируем разработать карту потребностей для каждого муниципального образования и создать в помощь начинающим предпринимателям несколько типовых бизнес-планов. Ими можно пользоваться, адаптировав к местным условиям.

- Будет ли управление искать новые механизмы поддержки бизнеса, или у нас полный набор и остается их только совершенствовать?

- Мы далеко не совершенны. Если по формам поддержки и по объемам привлекаемых средств на фоне других субъектов смотримся достаточно прилично, то в плане развития инфраструктуры нужно догонять. Как я уже говорил, в планах создание технопарка, профильных бизнес-инкубаторов. Поэтому для Рубцовска будем открывать инкубатор, специализирующийся на сельхозмашиностроении, на юге края актуальным рассматриваем создание туристического бизнес-инкубатора, а в Славгородской зоне – аграрно-туристического и т.д.

В проекте стратегии есть целый перечень мероприятий, направленных на инновационное развитие, в частности, создание центра социальных инноваций, который займется выстраиванием механизма коммерциализации научных разработок.

Обратная связь

- Евгений Витальевич, за последние пять лет количество индивидуальных предпринимателей сократилось в крае на 6 тысяч, при этом на 14 тысяч выросло число предприятий. Как вы оцениваете эту тенденцию?

- Думаю, ее надо связывать с изменениями в условиях ведения бизнеса. Раньше предпринимателям было выгоднее работать как физическим лицам, чему способствовало налоговое законодательство. В последнее время малый бизнес все больше регламентируется в правовом плане, и предприниматели выбирают более удобную форму собственности – общество с ограниченной ответственностью.

В конце прошлого года и первом квартале этого массовое закрытие ИП было связано в том числе с повышением страховых взносов. Но сейчас ситуация стабилизировалась: в текущем мае сдали свое свидетельство не больше человек, чем годом ранее. Кроме того уровень деловой активности, который мы оцениваем в том числе по участию субъектов предпринимательства в различных мероприятиях программы поддержки малого и среднего бизнеса, остается достаточно высоким.

- Предприниматели порой выдвигают претензии по поводу отсутствия обратной связи между бизнесом и властью. Дескать, заседания Общественного совета и Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров проходят формально, без накала страстей. По закону № 176 с 2014 года в регионах, а с 2015 года в муниципалитетах вводится новый механизм подготовки проектов решений органами власти, затрагивающих интересы бизнеса. Край готов к этому?

- В крае согласно принятому в феврале этого года постановлению вводится стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Он предполагает формирование механизма оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативно-правовых актов. Что касается нормотворчества в области предпринимательской деятельности, то в крае еще до принятия этого документа сложилась, считаю, хорошая практика обсуждения важных правовых документов на различных общественных площадках, где экспертами выступают непосредственно представители сферы предпринимательства.

Теперь по поводу существующего механизма взаимодействия с бизнес-сообществом. В конце прошлого года мы попросили все общественные объединения предпринимателей, включая муниципальные, обозначить болевые темы, которые могут быть решены на региональном уровне. Затем собрали руководителей объединений, вместе выделили из всего списка наиболее актуальные, определили площадки и формат обсуждения, составили планы работы Общественного совета, МВК, рабочей группы по взаимодействию с органами исполнительной власти.

Перед тем как вынести проблему на общее обсуждение, проводим два-три заседания рабочих групп, где присутствуют эксперты и заинтересованные стороны, предлагаем варианты решения. Вот так у нас строится работа с общественными объединениями. Это нормальный механизм конструктивного экспертного участия представителей делового сообщества, кстати, в других регионах страны он такой же. Если это неправильно, тогда что правильно?

- А существует анализ результативности проделанной работы?

- За 2010-2011 годы 60-70% вопросов, обозначенных на заседании Общественного совета, решаются. За прошлый год анализ не готов, так как срок исполнения отдельных решений превышает календарный год. По заседаниям МВК процент исполнения выше, так как там обсуждаются более конкретные проблемы.

- Недавно у нас появился уполномоченный по защите прав предпринимателей. На эту должность назначен Павел Нестеров. Не было еще конфликтов между краевой властью и новым омбудсменом?

- Павел Аркадьевич – человек неконфликтный, я – тоже (улыбается). Так что все нормально.

На августовской сессии краевого совета депутаты рассмотрят законопроект об уполномоченном по защите прав предпринимателей. В нем кроме закрепления статуса, полномочий, механизмов их исполнения предполагается предусмотреть формирование общественных приемных и назначение представителей омбудсмена в территориях.

Определенный опыт приема в качестве уполномоченного у Павла Аркадьевича уже есть. Пока на площадке нашего управления. В дальнейшем приемная разместится в помещении барнаульского бизнес-инкубатора. Там планируем организовать фронт-офис, где будут комплексно предоставляться услуги Алтайского гарантийного фонда, фонда микрозаймов и центра поддержки экспорта. Это новое подразделение краевого центра поддержки предпринимательства, создаваемое для стимулирования экспортно ориентированных компаний малого бизнеса. Дополнительно к центру включаем ряд механизмов по субсидированию затрат, связанных с продвижением продукции экспортеров.

В общем, работы впереди много. 

Фоторепортаж
Блоги