На малых оборотах?

Общественники недовольны эффективностью своей работы

00:00, 14 января 2014г, Экономика 2208


На малых оборотах? Фото №1

Участники конгресса предпринимательских объединений Алтайского края оценили деловой климат региона, роль общественных объединений во взаимодействии с властью, доступность финансовых ресурсов, контрольно-надзорную деятельность и другие актуальные вопросы. Делегаты решили модернизировать деятельность Общественного совета по развитию предпринимательства при главе региона, добившись более тесного взаимодействия с представителями бизнеса, работающими в районах и городах края.

Обратная связь

Форум предпринимательских объединений состоялся 27 декабря и в таком формате был организован впервые. Но это мало отличало его от ежегодного съезда: те же темы, те же выступающие. Впрочем, это никак не умаляет содержательной части мероприятия. Чем чаще предприниматели собираются с властью для обсуждения своих проблем, тем больше взаимопонимания. Об этом, в частности, говорил, открывая конгресс, первый вице-губернатор Сергей Локтев:

– Нам удалось продвинуться в вопросах преодоления административных барьеров, например, по согласованию разрешительных процедур в строительстве, в крае принята Стратегия развития предпринимательства до 2025 года, заканчивается формирование института уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Кстати, сам бизнес-омбуд-смен Павел Нестеров был одним из модераторов конгресса, несколько раз выступал и комментировал другие выступления. Рассказывая о своей будущей работе, он проинформировал о планах по созданию представителей уполномоченного в муниципальных образованиях.

– Исходя из широкого круга задач бизнес-омбудсмена невозможно одному человеку с ними справиться, – признался Павел Нестеров.

Решено, что местных представителей уполномоченного будут выбирать из числа авторитетных предпринимателей, но не председателей советов при главах администраций городов и районов, чтобы не концентрировать полномочия в одних руках.

Формирование низовой структуры оправдано еще и потому, что, по словам Нестерова, 60% всех поступающих к нему от предпринимателей жалоб требует разрешения на местном уровне и только 10% – на региональном.

Между тем огромная сеть Общественных советов, созданных при муниципалитетах и краевых ведомствах, частенько работает вхолостую. По мнению члена правления Алтайского союза предпринимателей (АСП) Евгении Трощий, коэффициент полезного действия от огромной армии неравнодушных общественников очень низок. Она объясняет это сложным механизмом обратной связи.

– Мы тратим массу времени каждый в своей организации на экспертизу законодательного акта, на выработку рекомендации по его улучшению, а в итоге не видим результата. Нужен регламент реагирования чиновников на эти рекомендации, если они сделаны качественно и по существу.

Трощий также предложила изменить принцип формирования согласительных комиссий и рабочих групп, чтобы само предпринимательское сообщество определяло тех, кого оно уполномочивает договариваться с властью.

– Я знаю очень лояльного человека, – рассказала предприниматель, – который состоит в 21 общественной структуре. И это понятно: власть обычно ценит лояльность к ней гораздо выше профессионализма и гражданской ответственности.

В ответ Сергей Локтев заметил, что невозможно с первого раза выработать идеальный документ. И главным ограничителем тех или иных желаний являются действующие законы, соблюдение которых строго отслеживает прокуратура.

– И все же правовые коллизии мы стараемся обсуждать с экспертами, приглашая наиболее компетентных, имеющих полярные точки зрения.

В свою очередь председатель Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе края Николай Николаев проинформировал, что в первом квартале Госдума планирует принять закон об общественном контроле, в котором будут заложены механизм прохождения экспертных предложений и ответственность за его выполнение.

Фискальная нагрузка

Бурная дискуссия развернулась на конгрессе по поводу фискальной нагрузки. В 2013 году она выросла в основном за счет увеличения страховых взносов в Пенсионный фонд. Вины в этом краевых властей, понятно, нет. И выступающая по данному вопросу член правления АСП Татьяна Ларина весь свой праведный гнев направила на федеральных законодателей, которые, как известно, с подачи президента РФ уже одумались и на 2014 год частично взносы снизили. Тем не менее осадок остался. Во-первых, в виде сокращения числа индивидуальных предпринимателей (ИП). В стране свои «мандаты», по разным оценкам, сдали от 300 до 600 тыс. бизнесменов, в Алтайском крае за 2013 год – 3675 ИП.

Сергей Локтев считает такую динамику абсолютно нормальной и объясняет сокращение тем, что из реестра были в основном вычищены субъекты, которые не вели реальной деятельности. Таковых, по данным Павла Нестерова, оказалось 73%. Выходит, лишь 27% официально закрылись из-за роста страховых взносов. Какая-то часть из них работы не прекратила, а ушла в нелегалы, что еще больше усугубило положение официального бизнеса, который вынужден платить и взносы, и налоги.

Кстати, в 2013 году малый бизнес края заплатил на 8,4% налогов больше, на 73% выросли его взносы в Пенсионный фонд. В этой связи Татьяна Ларина называет надуманным заключение тройственных соглашений по увеличению оплаты труда, а комиссии по легализации зарплат она считает неэтичными.

Напомним, что с 2014 года ставка страховых взносов для микробизнеса, чья выручка не превышает 300 тыс. руб. в год, возвращается на уровень 2012 года. С дохода в пределах 300 000 рублей нужно платить пенсионные взносы исходя из одного МРОТ. А вот с суммы превышения придется перечислить дополнительные суммы – уже по тарифу 1 процент от фактически полученных доходов, превышающих 300 000
рублей. При этом страховые взносы могут вырасти, если законодатели увеличат МРОТ. По слухам, его могут поднять на величину инфляции.

По мнению Татьяны Лариной, новые правила уплаты страховых взносов делают для предпринимателей невыгодной упрощенную систему налогообложения. Остается единый налог на вмененный доход, но и здесь барнаульских коммерсантов, работающих на ЕНВД, с нового года ждут неприятности. Депутаты краевого центра подняли налог для отдельных видов деятельности.

Желая упростить систему налогообложения, государство ввело патенты, но в Алтайском крае они оказались почти невостребованными из-за высокой стоимости.

По-прежнему остаются требования кассовой дисциплины, значит, предпринимателям в глубинке приходится нанимать грамотного бухгалтера, что связано с дополнительными затратами. В общем, куда ни кинь, всюду клин.

Для снижения фискальной нагрузки Татьяна Ларина предложила создать комиссию по проработке системы налогообложения для малого бизнеса и совместными усилиями продвинуть свои поправки на федеральный уровень. Попутно потребовать от Барнаульской городской думы отмены повышения коэффициента К2 и обсудить возможность внесения изменений в земельный налог.

Сергей Локтев согласился с тем, что надо обсуждать тему налоговой нагрузки и не бояться выходить с подобными предложениями в Государственную думу, однако они должны быть грамотно сформулированы.

Николай Николаев проинформировал собравшихся о том, что в Минэкономики уже подготовлены изменения в закон о патентной системе. Они расширяют перечень деятельности, вводят автоматическую регистрацию и отменяют систему отчетности.

Не мог промолчать в связи с неоднозначным выступлением Татьяны Лариной заместитель начальника краевой налоговой инспекции Роман Наздрачев.

Он подчеркнул, что Россия входит в 20 стран с самой низкой налоговой нагрузкой, в то же время УФНС сокращает выездные проверки, считающиеся самым действенным методом налогового контроля. В 2013 году управление провело всего 1000 проверок, что позволило охватить только 1% субъектов предпринимательской деятельности края.

– И не надо мазать черной краской работу комиссии по легализации налоговой базы, – сказал Роман Наздрачев. – Порой предприниматели показывают годовой доход в 100 тысяч, а сами живут в коттеджах стоимостью 10 миллионов и разъезжают на дорогих автомобилях. Мы усиливаем работу в отношении неплательщиков, но я ни разу не видел реальной борьбы общественных организаций предпринимателей с нелегальным бизнесом.

Справедливости ради отметим, что фактов такой борьбы действительно мало, но они есть, например, в Благовещенском районе. «Алтайская правда» уже рассказывала о них около месяца назад.

Другие беды

Налоги и страховые взносы – это еще не все беды малого бизнеса. Один из активистов регионального отделения «ОПОРА России» Антон Литвиненко поднял тему штрафов.

По его словам, любая проверка сегодня заканчивается денежным наказанием, причем они настолько высоки, что предприниматели вынуждены занимать, чтобы рассчитаться с государством. Речь идет о производственных предприятиях, часто экономически слабых, с изношенным оборудованием.

– Я знаю предприятие, где работает 10 человек. За год его владелец заплатил штрафов на 800 тысяч, что привело к банкротству.

Антон Литвиненко вспомнил былую практику, когда проверяющий вручал предписание на устранение нарушения, а если оно не выполнялось, то штрафовал.

Высказываясь на эту же тему, член правления АСП Людмила Замышляева предложила инициировать поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые бы предполагали, что ответственность в отношении предпринимательской деятельности должна наступать только за нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью людей.

Она вспомнила, что проверяющие по-прежнему наказывают деньгами предпринимателей, имеющих печное отопление. Дескать, дым из труб серьезно загрязняет окружающую среду. Штрафуют и за урны для бумаг, считая их пунктами временного накопления отходов.

– Нас наказывают за отделку пластиком эвакуационного выхода протяженностью 60 сантиметров. В то же время три лестничных пролета в прокуратуре облицованы этим же пластиком, но там штраф не платят, – недоумевала Людмила Замышляева.

Комментируя последние два выступления, Николай Николаев отметил, что законы у нас в общем правильные, но зачастую неправильно трактуются как контролерами, так и предпринимателями. В этой связи он вспомнил недавнее предложение президента РФ Владимира Путина начинать подготовку законов с нулевого чтения, чтобы потом они не ставили в тупик людей, призванных их контролировать.

Звучали самые разные идеи и призывы. Выполнимые и не очень. Исполнительный директор регионального отделения «Деловой Россим» Эдуард Черченко предложил, к примеру, естественным монополиям заморозить тарифы, а банкирам ограничить свои аппетиты ставкой кредита в 5%.

Как весьма спорное можно оценить и выступление председателя Общественного совета при главе администрации Рубцовска Ивана Томашевича. Он высказался против предоставления грантов начинающим предпринимателям, аргументируя это тем, что незаработанные деньги только навредят. Также он против выдачи разовых выплат в 58 тысяч руб. через службу занятости. Дескать, 60% получателей проедают государственные деньги. Но если и так, ведь остальные сорок что-то создают и вместо того, чтобы тянуть из бюджета пособие, начинают платить налоги.

Сгущали краски уже упомянутые нами Татьяна Ларина и Людмила Замышляева. Тем не менее все эти люди неравнодушные, болеющие душой не только за себя, но и за коллег, формирующие в регионе костяк гражданского общества. И чем чаще они будут собираться на заседания рабочих групп, советов, конгрессов и съездов, громче обсуждать общие проблемы, тем их будет меньше. Во всяком случае, в это хочется верить.

Фоторепортаж