Есть контакт!

00:00, 29 мая 2014г, Общество 1409


Есть контакт! Фото №1

На телефоны доверия МВД в минувшем году поступило около 1200 звонков со всех уголков края. А в текущем году регистрируется по 400 сообщений ежедневно.

С чем это связано, с какими проблемами обращаются люди и как в целом обстоят дела с криминогенной обстановкой в крае, «Алтайской правде» рассказал начальник Главного управления МВД по краю генерал-майор Олег Торубаров (на снимке).

О контроле и доверии

– Олег Иванович, значительный рост обращений – это хорошо или плохо?

– В данном случае – хорошо. У полиции Алтайского края появился новый единый телефон доверия – 128. Звонок на него из любой точки края бесплатный как со стационарных, так и с мобильных телефонов. Широкая реклама телефона доверия дала закономерный результат: наблюдаем вал звонков. Все поступившие сообщения проверяются. Граждане получают ответы в установленные законом сроки, то есть не позднее 30 дней с момента обращения. Из 400 сообщений, поступающих ежедневно, письменного ответа требуют примерно 40. Остальные – информационно-справочного характера.

Можно сказать, что за короткое время у нас была создана целая служба «128». Звонок регистрируется, его оформляют рапортом, который направляется начальнику оперативного отдела главка. Тот в свою очередь расписывает его сотрудникам. Территориальные органы обязаны взять обращение на контроль: выслать в Главное управление МВД России по Алтайскому краю копию ответа гражданину и рапорт о проделанной работе.

Если информация содержит сведения о совершении преступлений сотрудниками полиции (злоупотреблениях, нарушениях), то материалы поступают лично ко мне. По ним проводится служебная проверка. Если информация подтверждается, разговор, как правило, короткий: дисциплинарные взыскания, выговоры, а с «особо отличившимися» мы немедленно расстаемся.

– И много таких?

– С начала реформирования полиции под сокращение в городах и районах края попало 22 процента всего личного состава. Правонарушителям в системе МВД вообще дается жесткая и принципиальная оценка: попался пьяным за рулем или замечен нетрезвым на службе – увольнение, совершил должностной проступок – получил дисциплинарное взыскание. В случае повторения подобных фактов аттестационная комиссия выносит на рассмотрение вопрос о профпригодности полицейского.

Одно могу сказать точно: никто никого не покрывает. Представляя меня личному составу, министр внутренних дел генерал-полковник полиции Владимир Александрович Колокольцев особое внимание акцентировал на необходимости тесного взаимодействия с гражданами. Регулярно провожу встречи с населением, на которых прямо говорю: «В первую очередь хочу услышать критику и негативные факты в нашей деятельности». Если люди увидят, чтобы мы скрываем информацию или, того хуже, прячем преступников, то грош цена такой структуре. Правда всегда выплывет наружу и кто, спрашивается, после этого нам будет доверять?!

Считаем, что сегодня система МВД (пусть не обижаются коллеги из других ведомств) самая открытая. Даже когда стыдно за действия своих подчиненных, требуем выставлять информацию о них в открытый доступ в Интернет. Граждане ведь чувствуют себя безопасно и комфортно только тогда, когда видят, что полиция немедленно стремится прийти на помощь. Единый телефон доверия 128, аншлаги с информацией о том, где находятся ближайшие отделы полиции, – все это делается для того, чтобы людям было удобно к нам обращаться. Тем самым сокращается время реагирования. Как только сигнал принимается, на место происшествия выдвигается ближайший наряд. Не важно кто: участковый, экипаж вневедомственной охраны, ДПС, ППС или другие службы.

Реагирование полиции целиком и полностью связано с немедленным документированием. Ни для кого не секрет, что иногда заявления у граждан не принимают либо принимают, но не реагируют на них. Контроль за этим был серьезно ужесточен по всей цепочке: от регистрации до конечных процессуальных и оперативных действий.

Служебная проверка

– Вспоминается, как через месяц после назначения на должность начальника главка вы лично проверили работу своих подчиненных, обратившись под видом обычного заявителя в полицию…

– Я действительно пришел в отделение в гражданской одежде, хотел написать заявление о краже паспорта, однако полицейские попросили меня подождать 20 минут в холле. Все это время они непонятно чем занимались, в том числе пили чай и курили. По факту проверки к ответственности были привлечены как сами халатные сотрудники, так и их руководители. Такого нельзя допускать. В настоящее время ответственные руководители главка ежедневно выезжают в районы края с неожиданными проверками. Им даются вводные: к примеру, проверяющие сообщают в районный отдел полиции о краже из магазина или, переодевшись в гражданскую одежду, обращаются с заявлением, представившись потерпевшими. Они оценивают действия полицейских, делают выводы. Для чего все это? Если гражданин обратится за помощью в органы, а меры приняты не будут, желания прийти во второй раз у него не возникнет. Доверять и помогать стражам порядка он уже не будет, а сама по себе полиция ничего сделать не может.

– В целом как вы оцениваете сегодняшнюю криминогенную обстановку в крае?

– Есть такой показатель – количество совершенных преступлений на сто тысяч человек населения. В Алтайском крае он ниже среднего по Сибири, но выше среднего по России. Первое, что мне бросилось в глаза, – наркотики и кражи скота. Этим направлениям уделялось и будет уделяться самое пристальное внимание. Кроме того, было создано подразделение, которое занимается преступлениями в сфере ЖКХ. А также временные специализированные подразделения по борьбе с незаконным игорным бизнесом и незаконным оборотом спиртного.

Немаловажно, что неоценимую помощь в борьбе с нелегальной игорной деятельностью нам оказывает население. Ежедневно на телефон «горячей линии» поступают тревожные сообщения. «Однорукие бандиты» изымаются, на складах органов внутренних дел сегодня хранится более трех тысяч игровых автоматов.

В ближайшее время будет также создано еще одно подразделение – по борьбе с преступлениями в лесной сфере. Из чего мы исходили? Элементарно подошли к карте, на которой отчетливо видно, что значительную территорию края занимает лесной массив. Трудно переоценить, какие доходы приносит в краевой бюджет эта отрасль. Естественно, находится немало желающих за чужой счет поживиться.

Если говорить в целом, то преступность в Алтайском крае находится в социально терпимых границах, а правоохранительная система делает все, чтобы население чувствовало себя в безопасности. Еще раз подчеркну: для нашей службы чрезвычайно важно, чтобы люди нам доверяли. Тогда мы будем получать информацию о правонарушениях непосредственно от граждан и своевременно реагировать на них.

Прямая речь

«Показатели раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений в крае стабильные. Число убийств, грабежей, разбоев снижается, ситуация контролируется. На сегодняшний день у нас нет сведений о том, что где-то на территории края действуют банды вроде Цапка, как в Краснодарском крае».

«Хорошая полицейская работа побуждает граждан быть нетерпимыми к нарушениям закона. Человек не останется в стороне, обязательно позвонит и сообщит, что в соседнем доме продают наркотики или кто-то из нерадивых водителей проехал на красный свет светофора».

«Попасть в органы внутренних дел не просто, условия приема очень жесткие. И тем не менее в настоящее время территориальные органы полиции в полной мере укомплектованы личным составом».

«В Алтайском крае живут разные люди. В одном районе на встрече со мной – лес рук, критика, вопросы. В другом стоит гробовая тишина. Но все они заинтересованы в правопорядке».

«Антитабачный закон в Алтайском крае работает. С момента его вступления в силу к административной ответственности привлечено около семи тысяч человек. Но мы стараемся не перегибать палку. В основном обходимся предупреждениями. Другое дело – злостные нарушители. Штрафуем, к примеру, за курение на крыльце школы. Личный состав знает, что пресекать такие правонарушения следует».

Фоторепортаж