Открывая Азию

00:00, 25 июня 2014г, Культура 1713


Открывая Азию Фото №1

В выставочном зале Союза художников работает экспозиция с международным участием «Азия: образ открывается». Выставка-исследование, экспериментальный проект, который может иметь некоторое продолжение уже за пределами нашего края, представляет взгляд на Азию современных художников Алтайского края и Республики Алтай, а также Монголии и Китая.

Но интересна она прежде всего тем, что организаторы называют монографичностью: ряду алтайских авторов, которые в течение многих лет постоянно обращаются к теме Востока, позволили представить целые серии работ. Отдельные залы принадлежат Ларисе Пастушковой, Елене Волковой, Сергею Дыкову, широко представлена реалистическая живопись Екатерины Демкиной и Николая Острицова, графика Валерия Тебекова в технике тушь-перо, фотографии Владимира Савченко. «Мы дали возможность художникам как можно полнее представить свои работы, получились отдельные выставки в выставке», – объяснил на открытии искусствовед, доктор философских наук, профессор Михаил Шишин.

Впрочем, мастера, представленные в экспозиции одной-единственной работой, высказываются на заявленную тему не менее ярко. Примеры тому – рогатая скульптура «Чур» Евгения Скурихина (1991), или скульптура Евгения Павлова «Созвездие степей» из дерева и камня (2014), или уютная большеразмерная инсталляция Валентины Редько «Слон», составленная из ярких подушек.

Идея выставки принадлежит активной путешественнице и страстной любительнице Индии Ларисе Пастушковой. «Мы не настаиваем на правильности нашего восприятия Азии, лишь предлагаем свой вариант, – объяснила она. – В экспозиции присутствуют работы художников Китая, Монголии и России, но больше всего, конечно, наших собственных картин на тему путешествий. Еще мы решили, что работы обязательно нужно комментировать и текста здесь достаточно, чтобы любому зрителю все стало понятно».

Действительно, работы снабжены изящно оформленными пояснениями самих авторов и цитатами восточных мудрецов и поэтов. Они, впрочем, иногда даже дополнительно затемняют смысл и без того загадочной живописи и графики. Но это к лучшему – все-таки идея, что Восток можно вполне понять и разгадать, кажется немного кощунственной.

– Мы и сами живем в Азии. Но выяснилось, что многие художники отправляются в далекие края, возвращаются оттуда с замечательными впечатлениями и, к сожалению, редко показывают вдохновленные ими работы, – говорит Михаил Шишин. – Мы решили, что нужно азиатский мир алтайского искусства обозначить как можно точнее. Интересно понять, как происходит соприкосновение с гением места, как реагирует художник и как это потом воплощается в картину.

Не менее интересно наблюдать за тем, как меняется восприятие Азии у одного и того же автора с течением времени. Например, в зале Ларисы Пастушковой представлена ее индийская живопись почти за два с половиной десятилетия, и видно, что по мере разработки темы язык художницы несколько изменился. Другими стали даже преобладающие цвета. Если вначале Индия на ее полотнах проступала в теплых натуральных оттенках восточных специй, то сейчас она скорее облачена в кричащие цвета национальных одежд.

Попутно выяснилось, кстати, что местные художники случайно или осознанно нащупали важный тренд: по словам известного омского искусствоведа Владимира Чиркова, сейчас сформировалось ценное в масштабах всей России художественное направление – сибирская неоархаика. И она многим обязана художникам Горного Алтая и Алтайского края. «На Алтае есть драгоценное качество – вас питают ваши этнические культуры, обращаться к ним нужно как можно тоньше», – говорит Чирков.

Из тех, кто осваивает и причудливо трансформирует собственно алтайскую этническую образность, первым на ум приходит Сергей Дыков (Республика Алтай). Работы на его мини-выставке кажутся живыми, они смотрят на зрителя многочисленными глазками, а названия «Лунное затмение», «Черная гора» или «Долгий путь» не дадут вам даже приблизительного представления о том, что на них изображено.

– Экспозиция демонстрирует хорошую профессиональную базу, которая позволяет художникам любые импровизации, коснетесь ли вы академической школы или искусства, обращенного к этническим архетипам. Есть и просто блестящие стилизации, которые говорят о высокой культуре человека и художника, – говорит Владимир Чирков.

Если говорить о стилизациях, то нельзя не отметить работы Елены Волковой, которые следуют традициям японского изобразительного искусства. В своей части экспозиции она выступает в техниках графики и коллажа, живописи на шелке и оригами. Серии «Каллиграфия пространства», «Японские вертикали», триптих «Золотые веера театра Но», а также работы «Серебро тишины» и «Ива. Струение потока» – это чувственное любование японским бытом и пейзажем.

– Для чего человек идет в горы, зачем едет за тысячи километров, тратит немыслимые деньги, чтобы попасть в Непал? Наверное, чтобы найти то, чего нет здесь, – полагает художница Екатерина Демкина. – А побывав там, понимает, что все, что он ищет, находится в его сердце… Тем не менее мы снова едем, и как подарок за это нам остаются этюды, картины, воспоминания и впечатления. И если вы почувствуете энергетику тех мест, значит, не зря мы топтали дороги Индии, Тибета и Непала.

А 29 июня в 15 часов состоится закрытие выставки. Организаторы обещают аукцион работ художников, шоу азиатских костюмов, мастер-классы японской и китайской каллиграфии, йогу и многое другое.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж