Полиграф затаился. Проблема остаётся

00:00, 28 июня 2014г, Общество 2481


Полиграф затаился. Проблема остаётся Фото №1

«Дорогая редакция, читал в нашей «Алтайке» о том, что ничего не могут сделать с жучком полиграфом, который погубил пихтачи. Есть ли что новое? А если взять да и сжечь всю заражённую древесину вместе с жуками?
Сергей Томачев».

Честно говоря, так и хотелось сказать в ответ, мол, вопрос, конечно, интересный... Более чем интересный, он актуальный, тем более что проблема пихтачей продолжает волновать и тревожить вдумчивых читателей. Мало того что сибирская пихта вообще практически неизлечимо больна, так ещё и является скрытым рассадником жука-вредителя. В минувшем году говорили о проблеме на разных уровнях. Наши читатели даже снаряжали экспедиции в места, оккупированные насекомым-злодеем, проводили эксперименты. Например, считали жучков, рассматривали их под лупой, запрашивали данные о том, как быстро они летают. А теперь новый виток интереса к проблеме.

Во время поездки по пригородным зелёным зонам попросила ответить на вопрос читателя заместителя начальника Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, начальника управления лесами Владимира Черных.

– С вертолёта видел заражённый уссурийским полиграфом очаг. Он дальше пока не распространяется. Каким образом локализовать и уничтожить – пока открытый вопрос. Дважды эти пихтовые участки выставлялись на аукционы – безрезультатно. Они не востребованы: почти на 70% – сухостойная древесина. А если жука-вредителя не останавливать, естественно, он получит дальнейшее распространение.

Спрашивается, может, просто свалить пихты и сжечь, как уничтожали обгорелую древесину на горельниках? Есть ли такой опыт в России – уничтожение огнём лесных насекомых-вредителей? Есть опыт работы с Красноярским институтом леса, проводились различные эксперименты. В некоторых случаях огонь играет положительную роль в возобновлении леса, уничтожении горючих материалов в лесу и так далее. Всё осталось на экспериментальном уровне. А осуществить это никто не рискует. Нет гарантии в том, что огонь не станет источником
пожара.

В своё время довелось много заниматься вопросом огневой очистки старых гарей, начали практиковать её в крае. Однако в части уничтожения полиграфа именно таким образом пока никто не возьмёт на себя ответственность за риск. На практике вряд ли что получится: рядом жилой посёлок.

Обращаюсь к директору Центра защиты леса Алтайского края Александру Бондареву. Он вновь пояснил, что полиграф уссурийский представляет собой серьёзную угрозу для лесов всей Южной Сибири. Его якобы завезли с Дальнего Востока по железной дороге около десяти лет назад при транспортировке древесины пихты. Так полиграф оказался в Красноярском крае, Кемеровской и Томской областях, Республике Алтай и других регионах. Размер жучка – не более 3 миллиметров, в то же время эти насекомые способны привести к полной гибели насаждения на огромной площади.

Когда полиграф попадает на пихту, он активно вгрызается в ее кору, а дерево при этом начинает выделять смолу. В ней жучок тонет, но при этом он оставляет вирусы и микроорганизмы. На коре образуется некрозное пятно – ворота для следующей партии вредителей, потому что пораженное место смолу не выделяет и полиграф уже беспрепятственно внедряется в дерево. Кроме того, пятно привлекает других насекомых-вредителей – усачей.

По мнению Александра Бондарева, пока не найдено средство, способное уничтожить полиграфа. Что касается предложения читателя «АП» применить огневую очистку заражённых пихтачей, директор центра защиты леса сказал, что этот метод неприемлем. Мы разрушим экосистему. Вместе с жучком выгорит и гумус. Однако не надо сбрасывать со счетов тот факт, что пиломатериал даже из повреждённой пихты получается сухой и довольно качественный. Сухостойная пихтовая древесина не синеет.

Начальник отдела «Алтайская лесосеменная станция» центра защиты леса кандидат наук Людмила Кальченко принимала участие в недавно прошедшем в Москве совещании по молекулярной генетике.

«На совещании говорилось о разработке мер борьбы с насекомыми-вредителями, – сказала Людмила Ивановна. – Изучается состав масел в «кармашках» стволов пихты. Один их притягивает, другой отталкивает. Методом анализа ДНК можно определить состав терпентинных масел, которые отпугивают полиграфа. Именно эти деревья подходят для сбора семян и создания устойчивого поколения пихтачей. Понятно, что для этого понадобится не один десяток лет. В крае полиграфом повреждено 22 519 гектаров пихтачей».

Директор Рослесозащиты Владимир Солдатов на совещании озвучил такую цифру: в Подмосковье из 190 гектаров пихтачей полиграфом повреждены 120.

А по сообщению пресс-службы Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, в 2012-2013 годах в крае были выявлены значительные площади насаждений, поврежденных уссурийским полиграфом и требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. Кроме того, штормовые ветры последних лет способствовали накоплению ветровальной и буреломной древесины, которую также необходимо убирать.

Для уточнения объемов и видов санитарно-оздоровительных мероприятий территориальными отделами Главного управления по всем лесничествам края до 1 августа текущего года будут выполнены лесопатологические обследования на вверенных землях. На основании данных обследований будут назначены санитарные рубки.

Судя по всему, узнаем и о судьбе подточенных жучком пихтачей. По крайней мере, хотелось бы на это надеяться.

Фоторепортаж