Нечистая сила

00:00, 04 июля 2014г, Общество 2816


Нечистая сила Фото №1

 1 июля вместе с коммунальными тарифами на несколько рублей выросли и тарифы на вывоз мусора. Так или иначе, как и большинству жителей барнаульских многоэтажек, мне по-прежнему очень хочется просыпаться под трель соловья, а не под грохот мусоровоза.

 Каждый день эти могучие отпрыски автопрома, избавляя нас от отходов жизнедеятельности, издают немыслимый шум, да и воздух, собственно, не озонируют – куда там валенкам дворника Тихона из «12 стульев»! Вслед покидающему контейнерную площадку мусоровозу несутся вой автомобильных сирен и ворчанье заспанных жильцов, а на асфальте остаются зловонная лужа и нередко россыпь мусора… Мы решили посмотреть на эту прозаичную услугу с другой стороны. Какой видится ситуация тем, кто занимается этим «грязным делом»?

Адреса счастливчиков

Показать все прелести работы по вывозу мусора согласилась компания «БиоСфера» (ТМ МУСОРАНЕТ). И вот в 5.00, наряженная в «грязное», прихожу к водителю мусоровоза. Александр был чисто одет, в кабине отсутствовали как грязь, так и «рабочий» запах. Не кожаный салон люксового Mercedes, конечно, но вполне приемлемо. Как выяснилось впоследствии, это норма, в чем я убедилась, заглянув из любопытства в четыре разных КамАЗа после выезда с полигона в финале своего путешествия. «Чем больше видишь мусора вокруг, тем больше хочется самому быть в чистоте», – прокомментировал мое недоумение Александр.

В нашем маршруте чуть больше 30 контейнерных площадок. В основном они располагаются в зоне благоустроенного жилого фонда. Каждый маршрут формируется весьма замысловато и зависит от массы факторов: дня недели, времени года, особенностей дорог и застройки микрорайона, густоты обслуживаемых площадок в районе, условий договора, а еще от времени. Да-да, есть счастливчики, которые никогда не слышат мусоровоз у своего окна, потому что машина приезжает днем, когда все на работе. При этом самые счастливые живут в Индустриальном районе (в силу удачного относительно полигона расположения вне зоны пробок), а еще там, где господа автовладельцы хаотично паркуют свои машины на ночь, не оставляя места даже для проезда самоката. «Если у домов есть нормальные парковочные места или площадка расположена на отлете, забирать мусор там можно в любое время дня. Но по закону подлости попасть к таким площадкам можно без ущерба для графика только рано утром, а если туда отправиться после 7.00 – можно час потерять только в пробке по пути», – говорит Саша, лавируя во дворах ВРЗ. Здесь, кстати, есть опасное для водителей место, ежедневно угрожающее шинам: на узком повороте около площадки из-под земли торчат острые металлические штырьки. И управляющая организация, в чьем ведомстве находится эта площадка, упорно делает вид, что не в курсе. «Ребята, которые раньше по этому маршруту ездили, два раза прокалывались, и уже не до мусора было», – сетует мой водитель и приступает к загрузке баков.

Парковка для...

У Александра так называемый боковик – КамАЗ с боковой загрузкой (а бывают машины с задней загрузкой – «еврики»), позволяющий управлять роботом из кабины при помощи внушительной системы рычагов. Водители быстро прилаживаются к этому алгоритму и подъезжают к контейнерам, цепляют, опорожняют и ставят их на прежнее место с ювелирной точностью. Но, увы, проявить мастерство и сделать все быстро и ловко водителям удается редко, и мешают этому два фактора. Первый – наша с вами жильцовская несознательность, пример которой я видела на каждой второй площадке. В теплую пору, как известно, активно идут ремонты и строительный мусор люди предпочитают валить в баки, для этого отнюдь не предназначенные. Ну или ставить рядом, чтобы дворник потрудился. Строительный мусор весит столько, что поднять бак с первого захода порой сложно, а нередко роботы спецтехники не выдерживают и ломаются, а это убытки, сорванные графики.

А вот и другой пример, щедро встречавшийся нам в этом рейсе на Ленинском, ул. Молодежной и Северо-Западной: припарковался кто-то к мусорке, нарушая правила благоустройства. И огромная машина вынуждена долго и мучительно лавировать в весьма ограниченном пространстве городских двориков, стараясь не задеть машинку. Бывают моменты, когда уже психологически слышишь скрежет металла. Но Саша, вслух мечтая установить возле каждой площадки табличку «Парковка для баранов», вполне изящно маневрирует, и все заканчивается хорошо. «А на прошлой неделе уронил на машину часть бака с мусором вместе. Мало того, что она стояла впритирку, так еще и сам бак гнилой был, развалился, когда робот его поднял, – делится страшной историей водитель и добавляет: – Там ничего такого, только немножко задел!»

Куда идут три копейки

В благоустроенном жилье баки устанавливают управляющие организации, у которых в тарифе на текущее содержание жилья сидят три копейки с каждого квадратного метра именно на содержание контейнерных площадок. Также в ведении управляющей организации находится уборка площадки, иными словами, дворник. Увы, большинство площадок содержатся не слишком хорошо. Прогнившие или раскрывшиеся розочкой баки не только плохо вмещают мусор, но и потенциально опасны при загрузке мусора в машину, о чем свидетельствуют истории водителей. Недостаток баков приводит к настоящей помойке на площадке.

К слову, о дворниках. Попадется вам хороший дворник – закатит в мусоропровод баки сразу после мусоровоза, а если это контейнерная площадка – подойдет к вывозу и сразу же уберет просыпавшийся мусор. А достанется вам лентяй… «Я за год тут дворника ни разу не видел, – говорит Саша, – но это еще не самый страшный вариант в Барнауле!» Но, пожалуй, один из самых прекрасных вариантов я увидела на пр. Комсомольском. Здесь есть дворник – женщина, которая не только содержит в идеальном порядке площадку, но и разбила милые клумбы. Пока наш робот общался с баками, встретившими нас идеальным строем, дама ухаживала за цветами. А едва Саша нажал на газ, подмела какие-то очистки, высыпавшиеся из бака при погрузке, и помахала нам вслед. А мы помчались снова на ул. Молодежную уже через пробки, чтобы собрать остатки. А не собрали сразу не потому, что лень было: дело в «спящей красавице». Это так ласково кличут водители пожилую жительницу одного из домов, которая любит поспать до 9 утра, и шум мусоровоза мешает ей насладиться объятиями Морфея. Она и добилась, чтобы машина приезжала позже. Ее сладкий сон, кстати, мы с вами оплачиваем из своего кармана. Ведь каждый лишний маневр техники, лишние километры, каждая минута простоя – из-за пробитых шин или любящих поспать – это затраты компании. И все они лягут в тариф на вывоз и утилизацию ТБО. А это уже не три копейки.

Грех торговцев

У нас в маршруте осталась последняя точка – внушительная площадка с 11 контейнерами. В метре от них на травке обильно трапезничают бомжи. «Откуда такой знатный харч?» – интересуется Саша. «Так вон коммерсанты сёдни просрочку вывалили!» – хвастаются ценители жизни под открытым небом. Под рокот робота мой водитель тихонько бурчит, склоняя «коммерсантов» в разных вариациях. Дело в том, что рядом продуктовый магазин, который ни в какую не хочет ставить свой контейнер, а сваливает все в баки, за которые платят жильцы. Мусора у магазина много, особенно коробок, которыми порой забивается по три контейнера. «А людям куда деваться? Они вокруг валят…» – И Саша сердито поставил последний бак на землю. Таких ушлых бизнесменов в городе много. Грешат даже весьма крупные ритейлеры. «С себя начинать всегда сложно. Вот простая вещь – смять пластиковую бутылку, перед тем как в мусор ее отправить. Сложно? Нет. Но привыкнуть тяжело, по себе знаю. А начал это делать, когда сюда работать пришел. Знаешь, сколько места пластик занимает? Если бы бутылки мяли, мы бы за рейс могли гораздо больше баков собирать. Это и нам выгоднее, и людям приятнее. Вторая-то часть моего маршрута стоит и пахнет, пока я разгружаться езжу…» – И Саша мотнул головой в сторону показавшегося справа полигона.

Проверка боем

Полигон для неподготовленного посетителя – страшное место. Не все водители-стажеры выдерживают первую «проверку боем», отказываясь от работы из-за особенностей пейзажа и особенно запаха. Открыть окна представляется смерти подобным.

Наш КамАЗ отправился во второй рейс, но уже без меня. Смыв ощущения от утреннего вояжа, я пообещала себе три вещи: мять пластик, не ставить машину во дворе и не выкидывать в маленьких мешочках замаскированный под бытовой строительный мусор при следующем ремонте. Пожалуй, если тратить немного времени на правильный выброс мусора, трепетнее относиться к своим отчислениям на коммуналку и не только знать свои права, но и исполнять элементарные обязанности вроде парковки в положенном месте, то, вероятно, острота мусорной темы со временем сгладится. Отходы не исчезнут, конечно. Но если мусоровывозящие компании смогут быстрее и безопаснее выполнять свою работу, не тратя лишнее время во дворах и деньги на «пробочную» солярку, ремонт роботов и замену шин, они вполне могут не так часто ратовать за увеличение тарифа и постепенно обновлять свой автопарк, приобретая современную, относительно тихую технику. И тогда утром, когда наш мусор будет забирать еле слышная импортная спецтехника, а две такие машины уже есть в Барнауле, наш сон смогут потревожить разве что будильник да кот.

Мария КАРЕЛИНА

Фоторепортаж
Блоги