ПРОДОВОЛЬСТВИЕ БЕЗ ОПАСНОСТИ

00:29, 11 марта 2010г, Общество 1443


ПРОДОВОЛЬСТВИЕ БЕЗ ОПАСНОСТИ Фото №1

Первого февраля президент подписал указ "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации". О том, каких целей призван добиться этот документ, наш сегодняшний разговор с членом комитета по аграрным вопросам Государственной думы, членом фракции "Единая Россия" Андреем Кнорром.

Справка "АП". Один из постулатов принятой доктрины гласит: "Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов".

Доктрина предполагает, что к 2020 году Россия будет производить "зерна - не менее 95 процентов; сахара - не менее 80 процентов; растительного масла - не менее 80 процентов; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85 процентов; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90 процентов; рыбной продукции - не менее 80 процентов; картофеля - не менее 95 процентов; соли пищевой - не менее 85 процентов".

- Считаю, что этот документ суммирует цели и задачи, которые стоят перед агропромышленным комплексом России, - говорит Андрей Филиппович. - Разговор о необходимости принятия такого рода концепции шел в течение последнего десятилетия. Но по ряду причин раньше этого сделать не удавалось...

- А что это были за причины?

- Нужно было принять законодательные акты, задающие рамки продовольственной безопасности государства. Ведь для решения поставленных задач необходимо сначала подготовить производство. Поэтому были приняты закон, госпрограмма, реализованы нацпроекты.

- Но, согласитесь, было бы логичнее вначале принять доктрину, а потом законы, способствующие развитию села?

- Конечно, логически и чисто умозрительно - правильно. Но в той ситуации, в которой оказалось сельское хозяйство после девяностых годов, это было нереально. Недостаток технической обеспеченности, отсутствие племенного скота, необходимой инфраструктуры. Нет закона, регламентирующего земельные отношения. Как в такой ситуации возможно обозначать какие-то параметры на будущее? Это все равно что ставить в дом с гнилым фундаментом и протекающей крышей новые пластиковые окна и ждать улучшения температурного режима. Принятые ранее законы позволили создать определенный уровень производства продовольствия в стране и, оттолкнувшись от этого, идти дальше.

Результат проделанной работы: в России в последние годы зерна производится больше, чем съедается. (При внутренней потребности в 79 млн. мы в последние годы производим от 95 до 110 млн. тонн в год). Так что Россия с хлебом будет. Принятые меры, включая пошлинно-тарифное регулирование, позволили снизить долю импортного мяса на российском мясном рынке с 31,7% в 2008 г. до 25% в 2009 г. и позволяют довести его до 18% в 2012 году.

Однако с ростом валового производства стало ясно, что ряд проблем решен, с логистической точки зрения, не системно. Нас уже не устраивают только объемные показатели. Настала пора модернизации всего агропромышленного комплекса на более глубоком уровне.

Мировой опыт свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта к внутреннему потреблению колеблется в пределах 20-25%. В доктрине государство впервые на законодательном уровне устанавливает критерии продовольственной безопасности, определяет пороговые значения по основным продуктам отечественного производства. По мнению экспертов Национального фонда защиты потребителей, законодательная база, гарантирующая безопасность основных сегментов потребительского рынка, должна состоять не менее чем из 30 законов. Часть из них нами уже принята, но многие в стадии подготовки.

- А в чем, на ваш взгляд, задачи на ближайшее будущее?

- Мы вплотную подошли к вопросам качества. Актуален вопрос внедрения технических регламентов и нового поколения стандартов. Поставлена задача: в текущем году принять все необходимые технические регламенты. Наиболее сложным, на мой взгляд, будет принятие такого регламента по мясу. В нем нужно поднять достаточно высокую планку качества мясной продукции, притом, чтобы это не привело к ее отсутствию на полках магазинов. Ситуация, сложившаяся недавно с рынком молочной продукции, повториться не должна.

Естественно, нужно продолжать техническое перевооружение сельхозпроизводства.

Проблема, которая еще более обострилась в кризис, тормозит быстрый и экономически эффективный оборот зерна, продуктов его передела, сбыт других видов продукции отечественных сельхозпроизводителей - старая инфраструктура, которая не соответствует новым потребностям России. В отличие от Алтайского края в стране не хватает элеваторов, вагонов для перевозки зерна, количества портовых зерновых терминалов и их мощностей. Государственные решения по данному вопросу уже принимаются, но для их результатов нужно время.

Важнейшей задачей является создание полноценного семенного фонда. Сегодня большую часть его мы закупаем за рубежом. Производство сахарной свеклы и кукурузы практически полностью зависит от импорта семян. Мы готовим поправки в закон "О семеноводстве", реализация которого позволит выполнить задачу президента: обеспечить производство семян всех возделываемых в России сельскохозяйственных культур в размере не менее трех четвертей от потребностей. Нужно возрождать свои селекционные центры. И это тоже требует законодательной и финансовой поддержки государства.

Таким образом, безопасность государства заключается и в том, что у него в достатке продукты питания. А с другой стороны - необходим строгий контроль за их качеством. Нужно контролировать качество семян, знать, какими гербицидами обрабатываются поля, какая используется технология, где хранится зерно, какие добавки применяются при хлебопечении и так далее. От этого напрямую зависит здоровье нации.

Справка "АП". Документы, аналогичные принятой доктрине, есть и в других странах. Япония, где уровень самообеспечения продовольствием наименьший среди развитых стран (39% в 2006 г.), хочет в 2010 г. повысить его до 45%. Китай в 1999 г. довел уровень самообеспечения до 95% и ставит целью удержать его до 2020 г. Индия стремится к 100-процентному самообеспечению зерном. Узбекистан и Туркмения, где во времена СССР доминировал хлопок, а зерно почти не выращивалось, поставили целью самообеспечение зерном.

- Но как быть с кризисом перепроизводства сельхозпродукции?

- Доктрина призвана определить, сколько качественной и доступной по цене продукции нужно выращивать для обеспечения питания нации собственным продовольствием. Мы должны четко знать: сколько нам нужно, к примеру, мяса и какого качества. Сколько человек сможет купить более дорогую говядину или дешевую курятину. Сколько нужно молока. И какое количество продуктов реально экспортировать. Только работая в этом направлении, можно избегать кризиса перепроизводства. Полностью надеяться на то, что государственные закупки могут решить эту проблему, вряд ли стоит.

Вот почему в соответствии с госпрограммой формируется система государственного информационного обеспечения агропромышленного комплекса, Минсельхозом апробируются новые механизмы планирования: региональные прогнозные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, "паспорта регионов", формируется система первичной и глубокой переработки в рамках региональных агропромпарков, программы по созданию семейных молочных ферм.

Хотя продуктовая специализация регионов - очень сложный политический вопрос. Например, в России есть регионы, где пшеница является монокультурой. Ничего другого в больших объемах там не вырастить. Но страна-то сегодня испытывает потребности в сое, кукурузе, сахарной свекле, просе, ячмене. Если кукуруза на зерно произрастает хорошо в Краснодарском крае, так, может, там стоит начать стимулировать это производство в больших объемах. Для этого и необходимы госпреференции. А Дальний Восток, имеющий успехи в выращивании сои, поддержать по программам производства, переработки и сбыта.

Кризисный год выявил то, что мы плохо научились продавать. Разрозненные действия наших сельхозпроизводителей - одна из причин низкой стоимости интервенционных продаж. Необходимо кооперироваться при формировании сбыта и коллективного инвестирования переработки. Особенно это актуально для средних и малых форм хозяйствования. Это действия, которые не требуют принятия решений государственного уровня.

Нужны соответствующая реклама, позиционирование в торговых сетях и соответствующая культура потребления. Как, к примеру, это делается сегодня в Китае.

Там построили массу кроликоферм, в каждом городе стоят рекламные щиты, призывающие отведать вкусное, полезное диетическое мясо. И в торговых сетях у них изобилие копченого, пареного, жареного и какого-то еще кролика. Мало того, выведен кролик, у которого шерсть растет длиной в один сантиметр. Значит, его можно использовать в меховой индустрии без предварительной стрижки. То есть изначально была выстроена вся логистическая схема, что называется, от создания продукта и (в частности, селекции) до конечного потребителя. Все ясно продумано. И такому подходу нам тоже нужно учиться.

Фоторепортаж
Блоги