КАРТИНЫ ГОВОРЯТ

БИБЛЕЙСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ХУДОЖНИКОВ

00:00, 19 августа 2010г, Культура 2168


КАРТИНЫ ГОВОРЯТ Фото №1

 Выставка "Диалог о вечном" в краевом художественном музее открылась в отсутствие авторов – художников Александра Лепетухина из Хабаровска и Константина Кузьминых из Магадана. Впрочем, едва только задумав свой масштабный проект, посвященный библейское теме, мастера изначально предполагали, что говорить будут не они, а их работы. И теперь у барнаульцев есть возможность "услышать" этот диалог между чуточку наивной, иллюстративной графикой учителя и суровой, тяготеющей к современным приемам и формам живописью ученика.

Впрочем, ученичество Константина Кузьминых в данном случае довольно условное: да, Александр Лепетухин когда-то был руководителем его дипломного проекта, однако творческая самостоятельность автора, принятого в Союз художников еще в 1989 году, видна даже неподготовленному зрителю: уж очень не похожи их работы. Однако, живя в разных городах, авторы тем не менее уже тридцать лет не обрывают куда более существенных в данном случае связей: связей на уровне центральных образов и тем творчества.

Проект "Диалог о вечном" был задуман художниками еще в 2003 году и к настоящему времени насчитывает уже сотни живописных и графических работ, но объединенных библейскими образами и сюжетами. Эти работы несколько лет "гастролируют" по выставочным залам Дальнего Востока и Восточной Сибири – подобные выставки уже прошли в Хабаровске, Южно-Сахалинске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане и других городах. Завершить проект, все эти годы пополнявшийся новыми произведениями, художники планируют в Москве.

При этом сотрудники художественного музея, отбиравшие лучшие из присланных работ для барнаульской экспозиции, подчеркивают, что в силу ряда причин в каждом городе выставка выглядит по-новому. Например, серия графики Александра Лепетухина "Путь" насчитывает около 300 работ, из них до Барнаула доехали 60, ну а экспозиция вместила лишь небольшую часть из них. Корреспондентов "АП" сразу предупредили, что эти цветные листы, хоть и посвящены известным ветхозаветным сюжетам, не претендуют на документальность, историчность или хотя бы на строгое следование сложившимся канонам. Это, скорее, свободная трактовка, даже поэтическая версия библейского мифа. Живые, нежные, вибрирующих цветов пастели Лепетухина внушают смешанное чувство. С одной стороны, на них весьма условно, почти примитивно изображены персонажи и узнаваемые сцены: Иисус на тайной вечере или по дороге в Эммаус и так далее. А с другой – эти истории вписаны в чудесный пейзаж, кажущийся почти трехмерным. Но если отрешиться от антуража, изображенного действительно мастерски, создается ощущение, что героев рисовал талантливый ребенок, допустим, ученик воскресной школы. Этот вполне осознанный прием позволяет автору имитировать по-детски восторженный и чистый взгляд на библейскую тему, не замутненный двухтысячелетним багажом европейской культуры, обращавшейся к ней постоянно.

Совсем иначе выглядят полотна Константина Кузьминых: словно запыленные вековой пылью, песочного или сероватого цвета, лишенные каких бы то ни было интересных деталей, фокусирующие зрительский взгляд на монументальных профилях героев. Тут и печально знаменитый прокуратор
Иудеи перед своим собственным зеркальным отражением, которое одновременно выглядит как негатив фотографии (этот эффектный диптих вообще одна из самых запоминающихся работ). Есть Адам и Ева, тоже как позитив и негатив, есть Каин и Авель – как скульптурная мужская голова и ее зловещая тень.

Если графику Лепетухина можно сравнить с нежной лирикой, то суровые полотна Кузьминых, вокруг которых сгущаются бесконечные смыслы, – это, скорее, философия. Зрителю многое придется домыслить самому, но в данном случае это довольно интересное занятие. Одна из самых ярких в этом смысле работ Константина Кузьминых – "Сотворение Адама", которого Создатель, по мысли художника, изготовил в мастерской по чертежам и из подручных материалов. Это еще каркас будущего человека, привинченный шурупами к стене, на котором пока готова только лишенная жизни скульптурная голова, тоже в профиль. Нетрудно заметить, что для художника вообще все люди – примерно такие манекены или статуи, однажды сотворенные из глины и наделенные непостижимой "механикой" души.

– "Диалог о вечном" – далеко не первая экспозиция, которая знакомит алтайского зрителя с творчеством художников из других регионов, – говорит куратор выставки Ангелина Сеппэнен. – Нам кажется интересным, что в каждом регионе преобладает своя особая манера. Например, суровость и аскетичность работ Константина Кузьминых может быть следствием суровости того края, в котором он живет и который постоянно пишет.

Кстати, магаданские пейзажи Кузьминых тоже представлены в экспозиции и, как и остальные его работы, несут на себе печать какого-то нечеловеческого величия и отрешенности. 

Фоторепортаж