ТАКОВА БАРНАУЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ

ПРО ДЕНЬГИ, ЗЕМЛЮ, ПРОГРАММУ «КРОВЛЯ», АРЕНДУ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ИВАНА ДУДНИКА И Т. Д.

00:00, 20 августа 2010г, Общество 2080


ТАКОВА  БАРНАУЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ Фото №1

Вчера с утра позвонила мне Нина Семеновна, жительница Барнаула. Говорит: «Прочитала вашу статью «Остановленный беспредел». И хочу спросить: а чего же вы раньше про это не писали?!» Честно говоря, я удивился. Потому что как раз я про систему управления Барнаулом в «Алтайской правде» пишу не один год. 

Начало

В 2006 году все началось с незаконной стройки на улице Профинтерна. Так как моя собеседница Нина Семеновна ничего про это не читала, хотя «Алтайку» выписывает, то, надо думать, и некоторые другие как-то пропустили эти материалы. Поэтому поясню: некий гражданин Сергей Шипулин решил построить многоэтажную элитку на придомовой территории домов N 7 и 9 по улице Профинтерна и N 12 по проспекту Строителей. Предварительное межевание проведено не было, что уже само по себе является нарушением закона. Жители вышли на улицу, перекрыли въезд на стройку – просто встали стеной. Нанятый застройщиком ЧОП разгонял жителей – в основном пенсионеров – дубинками. Когда я позвонил Владимиру Колганову и спросил, как он, мэр, допускает, чтобы в его городе стариков били дубинками, Владимир Николаевич ответил: «Сергей, ты не нагнетай». И отключил телефон.

Незадолго до этого люди с улицы Профинтерна все же пробились к нему на прием. Рассказали, что и как, показали бумаги, объяснили, что подписи под опросными листами подделаны. Колганов в присутствии главы Железнодорожного района Анатолия Воронкова сказал: «Ну что, надо закрывать стройку…» Какими же обнадеженными вышли от него люди! Но стройка-то продолжилась! Это, надо понимать, жителям преподали урок: «Не рыпайтесь!» Урок получился, но другой: если люди объединяются и решают идти до конца, то они пробивают все стенки.

Владимиру Николаевичу стоит приехать на улицу Профинтерна, посмотреть на эту стройку. За четыре года строители кое-как возвели один этаж, так что из какого места у них растут руки, догадаться нетрудно.

Проблемы местного значения

Чем должна была заниматься мэрия? В законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» про это написано так: «Решать вопросы местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».

Один из вопросов местного значения – стратегическое планирование развития города. В мэрии считают, что этим занимаются – приняли «Концепцию развития Барнаула», план социального развития Барнаула, который является основой для инвестиций. Правда, в плане записано, что в 2012 году в Барнауле будет резкий скачок благосостояния и к 2013 году средняя зарплата составит будто бы 50 тысяч рублей. Когда же чиновникам был задан вопрос, где предпосылки такого бурного роста (в Барнауле сейчас есть специальности, на которых зарплата составляет 4 тысячи рублей, и люди вынуждены держаться за такую работу, потому что особо выбирать не из чего), ответа так и не было.

Недавно принятый генплан по существу является филькиной грамотой. На него ушло много казенных денег, но сути это не меняет: проекты (тот же Обской бульвар да и тоннель под вокзалом с выходом с проспекта Строителей на улицы Исакова или Юрина) – «с бородой».

Главное же – при нынешнем способе управления городом на них никогда не будет денег хотя бы потому, что мэрия всеми способами от этих денег отказывается. Опубликованные в «АП» еще зимой итоги проверки Счетной палатой расходования городского бюджета показали, что по многим объектам мэрия или забывает взимать арендную плату, или не повышает ее (городские рынки фирма «Деловой центр», например, арендует у города по цене 50 рублей за квадратный метр – плата установлена в 2004 году и с тех пор не пересматривалась).

Муниципальное имущество раздается в аренду с ущербом для бюджета. Предприятия жизнеобеспечения, задрав тарифы, при этом еще и просят денег у города: вот 27 августа должны рассматривать инвестиционный план водоканала, который мэрия передала в аренду неким «ребятам» из Москвы. А «Барнаулэнерго» (там при наших платежах за электроэнергию уже стены должны быть золотые) объявило себя банкротом.

Учет и контроль

Повысить налогооблагаемую базу, в общем-то, нетрудно: прежде всего – учет и контроль расходов. Но вот с этим как раз проблема. Больше 70 процентов 6-миллиардного городского бюджета уходит на образование и здравоохранение, но при этом до сих пор нет, например, муниципальных нормативов затрат на образование. Сколько бюджет должен школе? А кто его знает. В результате политика простая: «Тому дам, этому не дам». Проконтролировать невозможно. И директора школ никогда не знают, на что они могут рассчитывать, что они вправе от города ждать и требовать.

Еще нужно оформить в муниципальную собственность бесхозные сети (водопроводы, электричество, канализацию). Однако мэрия упорно избегает этого источника доходов. А плату за пользование сетями взимают с граждан разные непонятные структуры. Куда идут деньги? Да по карманам!

Кстати, можно брать деньги за аренду земли с жителей поселочка Вешний Тупик. Там живет вся городская «элита» – друзья и приятели мэра, предприниматели, отставные генералы. Земли под их коттеджами – гектары. Кругом – сосновый бор. И уже несколько лет за пользование этим райским уголком население Вешнего Тупика не платит ни гроша. Впрочем, положение затруднительное – кому платить-то? Земля под поселком незаконно изъята из земель лесного фонда, стало быть, поселок – незаконный.

Городские чиновники вместо решения проблем только их создают. Вот как, например, идет в городе работа по 185-му закону: на доме N 242 по улице Г. Исакова крышу капитально отремонтировали, но она как текла, так и течет. Вообще в Барнауле творчески подходят к федеральным программам: вот, например, дома
N 12 и 14 по улице Лермонтова (в Затоне) отремонтировали по программе «Кровля», но так, что если раньше после дождя с потолков капало, то теперь течет ручьями. «Новый» шифер оказался тоньше старого, положили его прямо на стропила без обрешетки. Зимой под тяжестью снега, не имея опоры, шифер лопается и дает трещины и т. д. В общем, плохо. Но цена немалая: долю жителей будто бы решили выплачивать за счет средств, отчисляемых на капитальный ремонт. При размере 0,65 коп. за квадратный метр на погашение долга должно было уйти 39,9 года. Надеемся, хотя бы сейчас этой ситуацией наконец заинтересуется прокуратура.

Еще одна проблема, которая, похоже, достанется внукам: кредит Всемирного банка реконструкции и развития. Около 8 миллионов долларов взял Барнаул в середине 90-х годов на создание коммуникаций в окраинных поселках. Инфляция тогда была дикая, так что ставки по кредиту исчислялись сотнями процентов. Примечательно, что руководителем офиса ВБРР в Барнауле был Александр Макшанцев, нынешний председатель городского комитета по архитектуре, одна из опорных фигур мэрии в ее нынешнем состоянии. Кроме него судьбой денег занимались Владимир Колганов и Игорь Перемазов (кстати, сейчас – начальник БТИ). В тендере на работы, оплачиваемые этим кредитом, победил «Барнаулстрой». В результате же – ни «Барнаулстроя», ни денег Всемирного банка, ни коммуникаций. Ивана Дудника, директора «Барнаулстроя», уже достаточно давно поймали в Москве и привезли в Барнаул, но что-то суда все нет и нет. Хотя Дудник наверняка знает много интересного об изнанке городской жизни.

…А с Ниной Семеновной мы расстались дружески – я ей рассказал про свои публикации, про Владимира Николаевича и про то, что он сам выбрал свою судьбу. К злополучному для него дню 14 августа он шел не год и не два, и у него была масса шансов повернуться от шайки жуликов, растаскивающих Барнаул на куски, к простым людям. В общем, уважаемые жители Барнаула, давайте в конце концов пожалеем сами себя…

P.S. А ведь у Барнаула славная история – скоро краевой центр отметит свое 280-летие. Любимые горожанами старые улицы никуда не делись, что бы ни происходило вокруг. Мы – патриоты родного города и всегда с гордостью вспоминаем то, что достойно уважения и памяти…

- На улице 42-й Красно-знаменной бригады прорвало трубу высокого давления, и вода хлынула на снег. Переулок Целинный, который находится чуть ниже, оказался полностью затоплен. Жителям частных домов едва удалось вызвать аварийную службу. Февральские морозы довершили дело, начатое водой. Дому Владимира Панькина повезло меньше других. Пришлось разобрать печь, в одном из помещений поменять полы. В акте о затоплении дома виновником потопа числился водоканал. После экспертиз выяснилось: труба – виновница ЧП – в момент порыва находилась в ведении администрации Барнаула.

Вина муниципалитета была доказана в суде, были и предписания о компенсации. Почти 2 года продолжается путешествие по запутанным коридорам городской власти. Владимир добивается от чиновников выполнения должностных обязанностей, но, видимо, федеральные законы писаны не для всех…

- Настоящая катастрофа случилась в то время, когда этого нельзя было допускать ни в каком виде. В сорокаградусные морозы в Барнауле загорелась и вышла из строя ТЭЦ-3, отапливающая половину краевой столицы. К счастью, разморозить полгорода энергетики не дали, с удвоенной нагрузкой стали работать ТЭЦ-2 и ТЭЦ-1. Краевые власти в отсутствие мэра города вынуждены были взять ответственность по восстановлению работы станции на себя. В течение нескольких дней работа ТЭЦ была возобновлена в полном объеме. Температура в квартирах барнаульцев понизилась лишь на пару градусов.

- Эта зима вообще выдалась одной из самых неспокойных в Барнауле, на поверхность стали вылезать копившиеся годами проблемы. То на проезде Целинном не выдержала система отопления, и 38 домов замерзали целые сутки, то на проспекте Строителей в День защитника Отечества прорвало трубу, в кранах жильцов несколько дней было сухо, а власти города даже не могли организовать подвоз воды. Барнаул нарекли даже «столицей гейзеров» – любые испытания на теплосетях обязательно оборачивались фонтанами из-под земли. 

Фоторепортаж