ИЗ КВАРТИРАНТОВ – В ХОЗЯЕВА

РЕКОНСТРУКЦИЯ, О КОТОРОЙ ТАК ДОЛГО МЕЧТАЛИ СОТРУДНИКИ КРАЕВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ, ОБРЕТАЕТ РЕАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

00:00, 04 сентября 2010г, Культура 2754


ИЗ КВАРТИРАНТОВ – В ХОЗЯЕВА Фото №1

Уже готов эскизный проект, автором которого является архитектор ОАО "Томскспецреставрация" Анатолий Машонкин. Проект согласован и одобрен в краевой администрации. Губернатор высказал намерение к юбилейной для Алтайского края дате в 2012 году преобразить в краевом центре площадь Октября.

К немалой радости музейщиков разработку документации по реконструкции художественного музея тоже будет вести эта организация, победившая в конкурсе на проведение дальнейших проектных работ.

Под чужими крышами

Как ни странно, у музея никогда не было собственного жилья, поскольку всегда, с момента своего возникновения, размещался в приспособленных помещениях. Едва ли не единственный в России, он так и существует в статусе "квартиранта", не имея до сих пор своего здания. Первым "домом", например, был хлебный магазин "Алтайский каравай".

Молодой музей поселили в соседях с краевым отделением художественного фонда Союза художников, в феврале 1959-го состоялось открытие музея.

– Для начала это было нормально, потому что коллекции-то еще не было, – комментирует этот факт директор Государственного художественного музея Алтайского края Инна Галкина.- Но открылся музей знаменательно: выставкой шедевров Государственной Третьяковской галереи. Кстати, и на 50-летие, которое праздновали в 2008 году, мы тоже показали произведения из коллекции Третьяковки.

К полувековому юбилею музея коллекция сибиряков была включена в целый ряд федеральных проектов, в том числе в проект Государственной Третьяковской галереи "Золотая карта России", в российско-канадский проект по созданию виртуальной выставки в Интернете "Горизонты. Пейзажи России и Канады 1860-1940 г.г." (в нем участвовало 14 музеев двух стран). А потом был проект "Россия", разработанный Государственным Русским музеем. Его реализация проходила в рамках празднования 70-летия Алтайского края и сопровождалась выставкой "Алтай в изобразительном искусстве России ХХ-ХХI веков" в Москве, в Музее А.С Пушкина.

Это к вопросу о коллекции, которая и является главной задачей музея: собрать и оставить современникам и последующим поколениям историю края, запечатленную в художественных образах. Однако по мере увеличения коллекции так же разрастался и вопрос о ее размещении.

На первых порах остроту вопроса все-таки приглушили, выделив музею первый этаж жилого дома на углу площади Октября и ул. Советской. Временное решение так и не спасло положение. Более того, оно периодически усугублялось из-за того, что соседи с верхних этажей то и дело затапливали музейные помещения.

Музей, конечно, продолжал работать, но проблема оставалась, хотя ее настойчиво пытались решать. Очень много сил приложила к этому предшественница Галкиной на посту директора Любовь Шамина. Она хлопотала во всех инстанциях. Вопрос обсуждался даже на сессии крайсовета.

Инна Константиновна достает с полки увесистую пачку бумаг, аккуратно разложенных по многочисленным папкам, – столько накопилось материалов за все эти годы, пока обсуждали судьбу музея. Оказывается, борцов за отдельное помещение для него и сторонников решения этой проблемы было очень много. Особенно активные подвижки наступали после знакомства ответственных лиц с самим собранием художественных произведений. Убеждались: негоже, имея такие сокровища, держать их взаперти.

А показывать было что. Чего стоит, например, коллекция русского искусства, представленная выдающимися художниками: это Саврасов, Айвазовский, Коровин, Поленов, Серов, Кончаловский, Шишкин. А собрание работ основоположников профессиональной живописи на Алтае вообще уникально. Гуркин, Никулин открыты художественному миру во многом благодаря изысканиям сотрудников музея. Все это должен был видеть зритель. Но не мог. Негде было демонстрировать, потому что имевшиеся на тот момент площади музея были заполнены коллекцией произведений. И отказаться от пополнения, как и от научной деятельности, было невозможно. Это все равно что остановить время.

Первое новоселье

В конце восьмидесятых годов прошлого века впервые была высказана идея разместить музей в здании на пл. Октября, в котором находились различные учебно-производственные учреждения по подготовке специалистов для предприятий. В 1987 году принято решение горисполкома и краевой администрации о передаче музею помещений в левом крыле. Предполагалось, что это будет первая очередь полномасштабной реконструкции всего здания, к которому в перспективе можно будет пристроить специальный корпус под хранилище фондов, где создать все условия для сохранности произведений искусства с соблюдением оптимального температурно-влажностного режима. В 90-м году музей переселился в предоставленное ему здание.

Переезд в небольшую часть двухэтажного здания, где и сейчас размещается музей, сотрудники поначалу восприняли с энтузиазмом: восемьсот квадратных метров казались хоромами. Выставки стали проводиться регулярно, открыли даже постоянную экспозицию "Русское искусство ХVI – ХХ веков", но она простояла недолго, так как оказалось, что на другие выставки места не хватает. Но душу грела мысль о намеченном на лето 93-го начале строительства фондохранилища.

Проект разработали архитекторы Золотов и Первушина еще в 1989 году. Он был удостоен золотой медали на конкурсе, предусматривал реконструкцию всего здания. А это оба крыла на двух этажах, где можно разместить экспозиционные залы и массу подсобных помещений: мастерские, библиотеку, конференц-зал, кабинеты научных сотрудников, комнаты для занятий с детьми, виртуальный музей.

– Однако произошли события, круто повлиявшие и на развитие музея. Процесс задержался надолго. Следующие 400 метров мы открывали в 2000 году, спустя 7 лет. Они дались музею тяжело, это было время полного безденежья и формирования совсем иных социальных и производственных отношений, – вспоминает Инна Константиновна.

Борьба продолжается

Не было с 1997 ни одного года, когда бы вопрос о реконструкции не будировался руководством музея. Ситуация обсуждалась во властных структурах, СМИ, на коллегиях управления культуры. Вопрос ставился так: в первую очередь необходимо обезопасить коллекцию и обеспечить ей все необходимые условия для сохранности. Но в приспособленных помещениях сделать это сложнее. Система "климат- контроль" работает слаженно только на компьютерном управлении и размещается в стене.

Перемены начались в последние годы. Немалую роль в этом сыграло, по мнению музейщиков, и внимание губернатора к проблемам учреждений культуры края.

В интервью журналу "Алтай" "Поднимем Алтай вместе" Александр Карлин еще в 2008 году заявил: "Очень важная тема – наши художественные музеи. Краевой музей находится в очень интересном здании, и, я думаю, вместе с городом мы найдем возможность это здание реконструировать и создать в нем условия для того, чтобы показать людям все произведения, которые до сих пор находятся в запасниках. Надо сделать так, чтобы наш художественный музей был во всех смыслах на виду. Октябрьскую площадь надо приводить в порядок. Это вторая по значению площадь Барнаула как в культурном, так и в архитектурном плане".

В том же году в краевую адресную инвестиционную программу (КАИП) был включен пункт о капитальном ремонте фасада и инженерных сетей музейного помещения на ул. Советской. Но в тот год там случилось грандиозное ЧП – в квартире верхнего этажа прорвало отопление, и горячей водой затопило музейные экспонаты. Ущерб нанесен колоссальный.

– В администрации края нам обещали, что на следующем этапе инвестиционной программы в нее будет включен музей, – говорит директор. – Обещание было исполнено: в КАИП 2010-2011 гг. внесены разработка проектно-сметной документации и строительство фондохранилища. Расписаны все расходы до конца 2011 года.

Но вмешался кризис, мечты о новом хранилище опять отодвинулись. Правда, было предложено компромиссное решение: провести реконструкцию здания, включая правое, еще не освоенное крыло. Занимавшее его учебное заведение переведено в другое место.

В прошлом году сделан эскизный проект. ОАО "Томскспецреставрация" – солидная организация, которая имеет лицензию на реконструкцию памятников культуры. А здание 1937 года постройки, где в настоящее время размещается основная часть музея, является архитектурным памятником краевого значения. Проект предусматривает его реконструкцию в существующем объеме. Через пару лет обновленное здание украсит площадь, органично войдет в ее ансамбль, а музей станет привлекать нас не только выставками, но и возможностью комфортно и культурно провести свободное время.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж