РАБОТНИК НЕНАГЛЯДНОЙ АГИТАЦИИ

00:00, 15 сентября 2010г, Культура 1770


РАБОТНИК НЕНАГЛЯДНОЙ АГИТАЦИИ Фото №1

В выставочном зале Союза художников открылась большая юбилейная экспозиция заслуженного художника России Александра Потапова. В ней Александр Никитович подводит некоторые творческие итоги, однако друзья и коллеги, пришедшие поздравить его с очередной выставкой, уверены, что итоги эти лишь промежуточные. Во-первых, значительная часть из огромного множества представленных работ создана в последние несколько лет. А во-вторых, несмотря на то, что автору пришлось лично заниматься не только оформлением графики, но и ее развеской, на вернисаже Александр Никитович был бодр и полон планов.

– Почему вы назвали эту экспозицию «Ступеньки»? – спрашиваем художника.

– Жизнь быстротечна, и, можно сказать, половину я уже прошел, и не всегда по ровной местности, а скорее, по косогорам, – смеется Александр Потапов. – Но так или иначе, это были ступеньки вверх. Сейчас для меня важнее всего то, что в мастерской я могу отгородиться от всего мира и работать, не распыляясь. Не завидую тем людям, которые обременены ореолом славы и светской жизнью!

Формально Александр Потапов – график, но даже беглый осмотр выставки обнаруживает, что каких-то жанровых или технических рамок для него попросту не существует. Например, открывает экспозицию живопись 80-х годов, в которой художник подверг иронической ревизии соцреализм. Его история строительства и запуска завода «Коксохим» в нескольких картинах – это не столько назидательный рассказ о героическом труде, сколько призыв к зрителю увидеть очень конкретную красоту мира. А красота запросто может обнаружиться в сочетании крашеного коричневой краской грубого производственного оборудования и корявых заводских зданий с нежно-голубым оттенком неба. Или в мощной, немного комичной фигуре человека с лопатой, бодро шагающего по улице в потоке людей.

Кроме того, на выставке есть портреты и пейзажи карандашом и гелевой ручкой, литографии, офорты, линогравюры, пастели, замечательной свежести рисунки цветными карандашами (чудные светлые виды Стокгольма), монотипии (особенно запоминаются «Зрю в грядущее с тревогой» 1999 года и «Обед на ТЭЦ-3» 1984 года) и даже батик на этническую тему! Но каждый раз, дивясь очередному потаповскому артефакту, думаешь, что автор меньше всего размышлял над тем, чем было бы лучше запечатлеть внезапно открывшееся ему, а просто схватил первое, что попалось под руку. Возможно, поэтому на выставке столько работ в смешанной технике и абсолютно все они производят в хорошем смысле «рукодельное» впечатление.

«Первое, что бросается в глаза – цельность экспозиции и вообще цельность творчества Александра Потапова. У художника свой стиль, тема, отношение к цвету и пластика» – это слова директора выставочного зала Ирины Ломакиной. «Александр Никитович дает возможность почувствовать дух старины, дух Руси, особенность нашего менталитета», – говорит друг и исследователь творчества художника искусствовед Михаил Шишин. «Это самый индивидуальный и убежденный мастер, его ни с кем нельзя спутать. У него много таких маленьких картиночек с юмором. Но когда я вижу его потрясающего «Георгия Победоносца», я понимаю, что он почти монументалист! И как бы хотелось иметь такие общественные здания, которые он мог бы расписать, с его-то философией, даром предвидения будущего и великолепными декоративными качествами», – не скрывал своего восхищения зампредседателя Союза художников Алтая Юрий Кабанов.

Кстати, упомянутый «Георгий Победоносец» – это даже не картина, а батик большого формата, в котором известный христианский сюжет обыгрывается то ли в азиатском, то ли в русском языческом ключе. У змея три драконьих головы, его чешуя нагло сверкает золотом, а в целом эта работа колористически близка не традиционной русской иконе, а китайскому декоративному искусству самых ядовитых расцветок. Но в монументальности ей действительно не откажешь.

Эта же монументальность поразительным образом сохраняется и в миниатюрных графических работах в духе русского лубка: верность стилю Потапов сохраняет с середины 80-х годов, а количество таких работ в экспозиции не поддается подсчету. В большинстве своем они посвящены русским пословицам. Художник рассказывает, что в своей работе опирается на двухтомник Даля, на полях которого скопилось уже порядка 2,5 тысяч черновых зарисовок!

– Мы никогда не знаем автора пословиц, но при этом никогда их не забываем, ведь русская пословица – это то, что отлилось народом и входит в наше сознание с детства, становится константой, – объясняет искусствовед Михаил Шишин. – Мы ощущаем это как нравственное начало, которое ведет нас от века к веку. Однако пословицу легко произнести и запомнить, но сложно раскрыть в рисунке: это особый философский жанр, когда два-три слова передают большой смысл.

Но рисунки Александра Потапова не менее точны, глубокомысленны и ироничны, чем иллюстрируемые пословицы. Движение, безупречные композиция и цвет, юмор, прекрасное знание русского традиционного искусства и тонкое понимание национального характера – вот те черты, которые заставляют внимательно рассматривать каждый рисунок, удивляясь парадоксальным сюжетным поворотам и изысканному орнаменту.

Художник говорит, что любит рисовать сериями, потому что потом работы удобно дарить друзьям.

– Я мало продавал, зато сколько у меня дареных работ – не сосчитать, – говорит Александр Потапов. – Есть в США, Канаде, Швеции, даже в африканском государстве Буркина-Фасо!

Художник с удовольствием делится не только работами, но и своими поистине безграничными умениями: первый год его работы в Барнаульской художественной школе №1 был настолько успешен, что коллеги и дети упросили «самого молодого педагога школы» снова вернуться к преподаванию. Если в прошлом году ученики под его руководством осваивали линогравюру, то нынче примутся за гравюру на картоне.

Еще, как человек общественный, Александр Никитович считает себя обязанным обращаться к социальной критике и экологическим проблемам. Но социальный пафос – редкий случай – не сказывается на художественных качествах его работ. Так что шутливое звание «работника ненаглядной агитации» (одноименный автопортрет с коллегой, художником Василием Лепиховым – одна из самых известных работ мастера), по идее, должно восприниматься без тени иронии.

Фоторепортаж