00:00, 17 сентября 2010г, Культура 4004


ДИНАСТИЯ Фото №1

«Неповторима и разно-образна панорама культурного пространства Алтая. К началу XXI века в ней ярко обозначилось редкое для удаленных от столиц сибирских краев явление – рождение и развитие художественных династий».
Т.М. Степанская. «Очерки истории искусства Алтая».

Этой цитатой начинается статья доктора искусствоведения, профессора, члена Союза художников России Тамары Степанской, посвященная династии художников Щетининых, которая все же выделяется из общего ряда династий прежде всего широкой общественной деятельностью, которую ведет ее нынешний глава Анатолий Щетинин, член Союза художников России, владелец «Арт-галереи».

- Анатолий Прокопьевич, а еще ранее вы были председателем Союза художников Алтая. В те сложные времена перестройки как выживал творческий Союз?

- Так же активно участвовал в выставках не только краевых, но и российских. Помнится, на зональную в Красноярске, посвященную 150-летию В.И.Сурикова, мы представили 135 высокохудожественных произведений, благодаря которым алтайская организация выглядела достойно и солидно. Еще провели капитальный ремонт выставочного зала, благоустройство территории бывшего худфонда, очистили и сдали в аренду долгие годы неэффективно используемые помещения, что и сегодня является основной доходной частью Союза художников.

 

Сын за отца

Этим летом краевые СМИ много писали об установке на площади Соборной монументального памятника жертвам репрессий тоталитарного режима, в основе которого скульптурная композиция «Прощание» Прокопия Алексеевича Щетинина. Этот многолетний проект наконец-то вступил в свою последнюю стадию и близок к завершению. Мы встретились с Анатолием Прокопьевичем сразу же после его возвращения из Москвы, где идет отливка скульптуры.

- Анатолий Прокопьевич, как продвигается работа над памятником?

- В сентябре, думаю, скульптурная композиция будет доставлена в Барнаул.

- Бывает, что в творческих семьях дети ревниво относятся к известности родителей, а вы очень много делаете, чтобы увековечить память об отце, оживить его замысел…

- Знаете, я позировал для этой скульптурной группы и даже предположить не мог тогда, что мне придется доводить до конца работу отца. Когда я лепил с модели отца скульптуру, я был счастлив и чувствовал огромную ответственность не только перед отцом, но и перед современниками и даже нашими детьми – ведь это работа на века! Модель памятника отца, лепка и авторская доработка в материале осуществлены мной. В работе над памятником жертвам политических репрессий нам очень помогли серьезные бизнесмены.

- Вы сказали «на века», но в нашей стране в этом как раз нельзя быть уверенным.

- Это беда! Из-за постоянных идеологических катаклизмов у нас очень мало не только достойных памятников, но и по-настоящему хорошей парковой скульптуры. Хотя в Москве ситуация стала меняться. Около цирка на Цветном бульваре, например, стоит скульптура Юрия Никулина. Вы не поверите, сколько она дает людям счастья! Я очередь отстоял, чтобы рядом сфотографироваться. У нас это тоже можно делать! Есть художники и скульпторы, и возможность отливать, и интересные проекты. Хотелось бы, чтобы наша бизнес-элита тоже вносила свой посильный вклад в создание красивой скульптуры, установленной перед офисными зданиями, в скверах и парках.

 

Как измерить талант

- Анатолий Прокопьевич, как вы относитесь к утверждению, что на детях гениев природа отдыхает? К сожалению, люди в массе своей уверены, что дети зачастую выезжают на именах отцов. Это касается не только художников, но и артистов, и музыкантов. А вы верите, что талант может передаваться по наследству?

- Мне сложно ответить однозначно. Могу сказать только, что мой путь в творчество прямым не был. Я как раз с детства видел, насколько нелегкой была жизнь у моего отца. Поверьте, далеко не мед сдавать каждую работу творческому совету из человек десяти, которые при желании способны найти изъяны в «Давиде» Микеланджело. Поэтому в пятнадцать лет я прислушался к мнению моей мамы Матрены Сергеевны (кстати, работавшей с 1949 года бухгалтером краевого Союза художников и знавшей всю эту «кухню» изнутри): «В нашей семье второго художника не надо, я не хочу, чтобы мой сын был нищим!» Поэтому окончил химико-технологический техникум. О чем совершенно не жалею – учеба, а затем и работа инженером-конструктором на комбинате химического волокна дали неоценимый опыт и знания. Между прочим, моя карьера инженера начиналась довольно успешно. Во время практики на комбинате я занимался внедрением своих рационализаторских предложений, изготовил действующую модель придуманного станка, за которую получил II место на всероссийском конкурсе.

- Почему же вы повернули на 180 градусов?

- Ирония судьбы. За победу на конкурсе меня премировали поездкой в Югославию, около месяца я должен был на тамошних химических заводах изучать опыт. Но в Югославии произошли известные события, и стажировку там мне заменили на туристическую поездку во Францию. В Париже в Музее импрессионистов я увидел подлинники картин Клода Моне, Гогена. У меня до сих пор по коже мурашки, когда вспоминаю свои тогдашние впечатления… По возвращении я поступил в Новоалтайское художественное училище на живописное отделение. Видимо, активизировались отцовские гены (улыбается).

- Значит, все-таки гены?..

- Я считаю отца моим главным учителем. А моя жена Ирина нашла на другом конце города художественную школу, и ей повезло учиться у замечательного педагога Ивана Ивановича Самозванцева. Измерить, как, по какому принципу, сколько отмерено таланта – невозможно. Я для себя, опираясь на пример отца и художников его поколения: Николая Петровича Иванова, Михаила Яковлевича Будкеева, Виктора Александровича Зотеева и и других, определил, что жизнь художника – это прежде всего труд, тяжелый, ежедневный. Слишком много талантливых уходят в сторону, не выдерживая напряжения.

- А как вам удается совмещать общественную деятельность, работу в галерее с творчеством?

- Это очень сложно. Раньше у нас была традиция: втроем с художниками Федором Семеновичем Торховым и Владимиром Чукуевым мы выбирались на этюды в Горный Алтай, по краю, по Монголии. Только в творческих поездках по-настоящему удается поработать. Приезжаешь выжатый как лимон, но счастливый. И сейчас часто откладываю все дела и пишу. Ирине еще сложнее. Женщине заниматься полноценно творчеством гораздо труднее, чем мужчине, - на ней дом, семья. Да и в галерее ее участие необходимо. Вот сейчас цветы вовсю растут – только рисуй! - а нам внука Василька из Петербурга привезли! Этот цветок столько внимания требует! Я, конечно, стараюсь понять, освободить ее.

- Анатолий Прокопьевич, а ваша дочь продолжила династию?

- Наталья закончила с отличием Алтайский государственный университет и дневное отделение Академии художеств в Санкт-Петербурге, по специальности искусствовед, сейчас работает научным сотрудником в Государственном Эрмитаже.

 

Не продается вдохновенье, но…

Увидев во время поездок во Францию, Италию, Америку, как удобно, когда рядом с багетной мастерской располагается художественный салон, в котором можно найти все необходимое для творчества, да еще и выставочный зал, где проходят выставки-продажи, Анатолий Прокопьевич поэтапно расширял свою мечту, первый в городе да и в крае в 1995 году начал свое дело. В коллективе «Арт-галереи» работают профессиональные искусствоведы. Открытая в 2003 году «Арт-галерея Щетининых» хорошо известна не только барнаульцам, но и гостям края, интересующимся изобразительным искусством. С момента открытия в «Арт-галерее» прошло 75 выставок, а это значит, каждый месяц здесь открывается новая экспозиция. Эту галерею любят, здесь много постоянных посетителей, особенно студентов, ведь рядом большое количество разных учебных заведений.

- Свои зрители – это хорошо, а свои художники у вас есть? Как вы планируете работу?

- Шестьдесят процентов выставок готовим заранее – это очень кропотливая работа. Поводом могут быть и юбилейные даты, и значимые календарные дни, и, допустим, итоги творческой поездки. Участниками выставок бывают как коллеги, члены Союза художников России, так и малоизвестные широкой публике художники. Часто после проведения персональной выставки в галерее любители изобразительного искусства открывают для себя новые имена. Например, у нас прошла выставка «Земля змеиногорская», в которой приняло участие около 15 художников, как профессиональных, так и любителей. Выплывают и предложения сделать фотовыставку или выставку декоративно-прикладного творчества.

- У вас есть свои принципы при отборе картин?

- К сожалению, наступил период потребительского подхода к искусству. Не только у нас, но и в столице. Настоящей живописи очень мало. Это понятно, она требует много времени и труда. Художнику в провинции получить большие деньги за свою работу почти невозможно. Сейчас очень часто работают с фотографии, никогда не видя вживую места. Стараемся такие картины не экспонировать. Двойственное чувство испытываешь, когда столичные гости приобретают по нескольку картин да еще просят скидку, словно тряпки оптом купили на базаре! Причем спросом у них пользуются картины художников старшего поколения, многих из которых уже нет в живых. Может, и для перепродажи. Жалко и обидно.

- Художественная школа Алтая всегда славилась жанром пейзажа. А молодые художники верны традициям или ищут собственные пути?

- У нас в галерее стало ежегодной традицией проводить отчетные выставки студентов и молодых художников, начинающих свой творческий путь. Многие из них продолжают участвовать в выставках разного уровня. И это доставляет глубокое удовлетворение, так как продолжается наша алтайская реалистическая школа, которая славится во всей России.

Анна АЛЕКСЕЕВА

Справка «АП»

Прокопий Алексеевич Щетинин – основатель художественной династии. Родился 21 июля 1928 года в селе Хлопуново Шипуновского района Алтайского края.

В 1951 году окончил скульптурное отделение Саратовского художественного училища.

Впервые еще студентом в 1949 году Прокопий Щетинин принял участие в выставке живописи и графики в Оренбурге.

С 1951 года П.А.Щетинин – постоянный участник художественных краевых, зональных и республиканских выставок. В 1975 году принят в члены Союза художников СССР.

Скульптор Прокопий Щетинин создал целую галерею скульптурных портретов своих современников-земляков: академика М. Лисавенко (1962), писателей М.Юдалевича (1975), Ю.Егорова (1985), графика А.Дерявского (1979), народного художника России А.Алексеева (1984 г.).

Среди мемориальных комплексов и экспозиций П.А.Щетинина наиболее известны: памятник «Сибирские партизаны» (1954) в с. Чистюнька Топчихинского района, мемориальный комплекс погибшим в Великую Отечественную войну в райцентре Усть-Пристань (1970-е) и другие монументы, установленные в Алтайском крае.

Кроме того, П.А.Щетинин был талантливым живописцем. Работы «Тещин дом», «Молодежная улица», «Село Парфеново», «Хозяин вышел» памятны не только специалистам, но и любителям живописи. Его работы хранятся в ГМИЛИКе, ГХМАКе, АГКМе.

Прокопий Алексеевич Щетинин ушел из жизни в 2004 году.

Ирина Витальевна Щетинина – родилась 12 апреля 1959 года в Барнауле. В 1973 году пришла учиться в Барнаульскую детскую художественную школу № 1.

В 1978 году Ирина окончила Новоалтайское государственное художественное училище и по направлению работала художником в краевой научной библиотеке им. В.Я. Шишкова.

1980-1982 гг. – преподаватель Алтайского культпросветучилища.

В 1982-1989 гг. работала художником текстильного рисунка на Барнаульском ХБК.

С 1993-го – член Союза художников России, в 2003 году стала лауреатом муниципальной премии в области изобразительного искусства.

И.В.Щетинина – художник прикладного искусства, живописец, постоянный участник краевых, региональных, республиканских и международных выставок. Имеет много персональных выставок в г. Барнауле и административных центрах Алтайского края. Ее работы хранятся в музеях и галереях Алтая.

Фоторепортаж