АЛТАЙ ЗОВЕТ

00:00, 18 марта 2010г, Экономика 3392


АЛТАЙ ЗОВЕТ Фото №1

Практически год назад, а именно 12 марта 2009-го, была утверждена ведомственная целевая программа "Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009 – 2012 годы". Пути ее реализации были разными, об одном из них рассказывает победитель межрегионального конкурса "Менеджер года" (в номинации "Лучший менеджер") выпускник Президентской программы Алтайского края Александр Краснослободцев.

– Наша команда, в которую входили пятеро представителей Алтайского края, презентовала в Кемерово проект "Инновационная модель развития агротуризма (на примере Алтая)", который был высоко оценен членами жюри конкурса. О цели проекта говорится уже в его названии – развитие агротуризма в Алтайском крае.

На сегодняшний день в этом плане нашей командой сделано следующее: проведен первичный отбор объектов для формирования турпродуктов под общим брендом "Русский терем", проведены переговоры с профильными комитетами о сотрудничестве, имеется поддержка региональной администрации, подписаны соглашения о сотрудничестве с туроператорами.

– Эта программа должна осуществляться в каких-то определенных районах края, как обычно предгорных, или есть другие варианты?

– Действительно, базовыми можно считать семь районов – Красногорский, Солонешенский, Алтайский и т.д., – потенциал которых в плане агротуризма можно активно использовать. Но я должен сказать, что в основе нашей программы лежит уверенность в том, что развитие агротуризма возможно практически в любом районе и селе края, независимо от региональной специфики.

Во главу угла ставится, образно говоря, "якорь" – то есть вариант привлечения туристов, который не обязательно должен быть природным. Это может быть какая-либо легенда, древние захоронения, интересные люди, специфические способы построения жилья. В качестве примера можно привести Финляндию. В одном из уголков этой страны построен отель из льда, и в него уже традиционно едут туристы. Нашли люди свою "фишку", и она теперь на них работает.

Что касается нашего края, то те или другие присущие ему
"изюминки" есть и в других регионах, просто у нас они имеются в "сконцентрированном" виде, и это при правильной подаче выглядит очень привлекательно для туристов.

– И как, следуя вашей программе, эту привлекательность можно использовать жителям отдельно взятого села?

– В тех районах края, где мне приходилось бывать – Солонешенском, Краснощековском, Алтайском, есть люди, которые уже сегодня с помощью оказания тех или иных туристических услуг зарабатывают себе на жизнь. Они смотрят на свой дом уже не просто как на жилье, но на объект, способный быть привлекательным для заезжих гостей, и по такому принципу его перестраивают. Средства, необходимые для этого, при желании найти можно с помощью программы занятости населения, фонда микрозаймов и т.д. Конечно, обосновав мероприятие и показав его прибыльность.

Но этого мало. Для того чтобы действительно сделать то или иное село привлекательным в плане агротуризма, необходима совместная деятельность группы семей. Одни умеют производить и красиво упаковывать мед, у других коровы загляденье – могут гости сами их подоить и парного молока попить, с третьими туристы из леса без грибов и ягод точно не вернутся, четвертые в народных костюмах и спляшут им, и споют задушевно и т.д. А в итоге все заработают.

– Но в таком деле без лидера, без "руководящей и направляющей" явно не обойтись. Кто же должен выступать в этой роли?

– Прежде всего районная власть, ее специалисты в этой области. Необходимо определить способных и желающих (а без желания лучше и не начинать) людей, обратиться за помощью в край.

Членами же нашей команды создана готовая к реализации программа развития агротуризма в крае, а нынешним летом мы, вероятно, выставим на всеобщее обозрение ее уже в детализированном виде. Как говорится, с привязкой к местности.

Это должно произойти на форуме "Менеджер года-2010", который в этот раз будет проходить в Барнауле. Мы хотим полноценно использовать возможности конкурса для популяризации отдыха и туризма на Алтае, в том числе и агротуризма. Всех участников конкурса в Кемерово заинтересовала "визитная карточка" Алтая, и они хотели бы увидеть его вживую. Будем показывать.

Мы много общались с другими конкурсантами и поняли, что благодаря роликам, прокрученным по каналам Центрального телевидения, они кое-что о нас знают, но знания эти пока очень невелики. Знают, скажем, что у нас сыр и мед хорошие, что на Алтае есть Белокуриха, озеро Яровое и Шинок. Но вот о том, что во время поездки в наш край можно отдохнуть и поправить здоровье сразу в нескольких местах, представления пока нет, и создать его на сегодня – главная наша задача.

К сожалению, пока на уровне районов работа по обеспечению их привлекательности для агротуристов если и ведется, то "очагово", клочками. Первый шаг в этом направлении уже сделан, но только первый. Главное здесь, чтобы люди поверили, что они могут зарабатывать деньги таким необычным для многих способом. А забота властей и некоммерческих организаций – эти инициативы объединить, "упаковать" и грамотно предложить потенциальным туристам.

Языком документа

В команду Алтайского края, принимавшую участие в декабре прошлого года в межрегиональном конкурсе "Менеджер года-2009" в Кемерово, вошли пять выпускников Президентской программы 2006 года: заместитель директора филиала ООО "Росгосстрах-Сибирь" Александр Краснослабодцев, председатель правления группы компаний "МК Поддержка" Сергей Мазур, директор ООО "ИТ-Сервис Консалтинг" Руслан Тазеев, консультант управления Алтайского края по промышленности и энергетике Евгений Муха, консультант по работе с федеральными и зарубежными СМИ управления Алтайского края по печати и информации Вячеслав Киричук.

При поддержке Алтайской региональной комиссии по организации подготовки управленческих кадров, которую возглавляет первый заместитель губернатора Алтайского края Сергей Локтев, и Алтайского регионального ресурсного центра команда Алтайского края подготовила и презентовала на конкурсе проект "Разработка инновационной модели развития агротуризма в Алтайском крае", основная цель которого – эффективное развитие социального, экономического и экологического потенциала сельской местности.

Проект предполагает создание информационного контакт-центра для обеспечения эффективного управления процессом развития агротуризма на всех уровнях. Суть проекта – в обеспечении согласованности действий государства, села, туроператоров и агротуристов; в предоставлении контакт-центром информации и консультаций по основам предпринимательства и организации агротуризма субъектам отрасли, а также оценки туристического потенциала отдельных территорий и разработки рекомендаций по повышению их привлекательности; в информационном обеспечении туристских маршрутов и мест отдыха; в предоставлении информации о туристском бизнесе сельским жителям, в том числе их обучение.

Фоторепортаж